Однажды я уже бывал на «краю света», ну на разных краях. Сейчас речь про ментально-экономические. Так сложилось, что после поездки в США (ссылка скоро будет), я сразу же отправился в Монголию (и тут будет ссылка). Воистину противоположные полюса. Было что сравнить. Теперь же предстояло сравнить Китай. С кем? Да со всеми, с нами, с мировой империей – США, с Азией… Ну и показать одним глазом моего объектива. Итак. Заметки, наблюдения, выводы… Рубленные, резкие как китайская речь. А местами спокойные, как китайская душа.
Итак, никаких признаков коммунизма (только иногда бабушки боевые). Молодежь, кажется, смеется над «коммунистический Китай». На самом деле – суровый гос.капиталлизм. Просто цели – не прибыль, а стабильное развитие страны. В отличии от нас – никто и мысли не допустит об остановки строительства из-за прекращения финансирования. Действительно, мышление не на год а на 50. Как результат – дома растут как слои. Видно что следующее поколение выше и выше предыдущего. Причем целыми районами. Словно один из нынешних руководителей в детстве увлекался SimCity, и теперь перенес это в жизнь, причем на самом простом уровне, скорее даже на режиме «бога» – с неограниченным бюджетом. Местами, кажется, что половина домов в городе – только в стадии строительства. Пекин растет страшными темпами: там строят уже 7е кольцо. Причем его протяженность будет 940(!) км. Так что все шутки от Комеди-Клаб, что 7е кольцо Москвы пройдет через Ростов и Волгоград – это китайская действительность.
Все-таки, наверное, хорошая практика сдавать чиновникам экзамены. В том числе сочинение «О прекрасном», желательно регулярно и не с помощью секретаря. Да хорошо бы и тем, кто не имеет секретарей: паспортисткам, полицейским и всем-всем-всем…. А еще лучше, помимо экзаменов чиновникам надо и расстрелы перенять.
Зарплаты впечатляют. Даже не в Пекине, а Тяньджане, даже не инженер, а просторабочий получает больше 500 долларов. А уж про квалифицированных и подумать завидно. При этом, в том же Тяньджане, 1м2 стоит 4000 долларов (привет, Москва), а в Пекине перевалил за 6000.
Впрочем, в городах поменьше, метр будет стоит 4000, но уже Юаней. Т.е. в 10 раз меньше чем в Пекине. (к примеру, в России, разница бы составила 4 раза). Поверьте, тому кто назовет Китай коммунистическим, смейтесь в лицо, как китайская молодежь. А потом спросите: как в коммунистической стране возможно такое расслоение людей по достатку? И как вообще оправдать платные дороги?
Зато ЖД вокзалы под скоростные поезда строят везде новые, громадные, причем в стороне от городов. И просто потом достраивают города до новых вокзалов. Правда, теперь в каждом городе путаница – на каком же вокзале встречаться?
Кстати, на вокзал встречающих и провожающих не пустят. Все строго – внутрь только по билету. На перон, только с билетом на соответствующий поезд. Так что девушку не посадишь в поезд. И не встретишь у вагона…
Впрочем, китайцы очень самостоятельны -все делают в одиночку. Поэтому вечером сбиваются в группы, ну прям как муравьи. Везде очереди, всех строят в очереди, хотя китайцы и сами привыкли организовываться. В общем, упорядоченность безусловная. Китайцы спокойные, не лезут, не пристают (это не Индия и не Кавказ). Интересно, как же они спускают пар? Конечно, в плане порядка всему есть предел, когда пробка станет совсем мертвой, то тоже полезут по обочинам, но там где русский уже пропылив всех соседей вырвется на тактический простор, первый китаец только начнет выкручивать руль (кстати, у них обочина для скорых и полиции).
Девушки, как все китайцы – очень самостоятельны: сами катят свой чемоданчик, ведут машину, разбираются, работают. Вот он здоровый феминизм в действии.
А старики похожи на наших их девяностых, такая же потерянность. Видно что они приспосабливаются к новой жизни. Молодежь же активно копирует запад.
Вообще, копируется все: стили, образ жизни и т.д… Это действительно великий муравейник: все тащат внутрь. И там перерабатывают. Как говорится: «все рано или поздно станет китайским». Даже Манчестер-Юнайтед. Поправка: все хорошее. Так что Спартак – не станет.
Девушки не одеваются красиво (хоть и носят дорогие бренды), обычно все одеты предельно функционально, видимо поэтому иногда в протест: вульгарно (это будет пренепременно смешно).
В Китае вообще, не до дизайна и не до красоты. Тут решают другие вопросы (конечно, полтора миллиарда накорми в ресторанах, одень в брендовую одежду, засели в новостройки, дай по машине… тут не до красоты). Красотой займутся лет через 40…
Девушки в Китае, как и все китайское: некрасивые, кривенькие, косолапенькие, толстенькие. Все, как обычно, должно быть функционально, в данном случае: работать, трахаться и рожать. Вышеперечисленные же недостатки на выполнение этих функций, по совести говоря, не влияют.
Думаю, один из секретов Китая в том, что очень много людей и они все активны. Активны на короткой дистанции: вокруг себя, а не как европейцы, которые отправляются открывать Америки, покорять народы или устраивать революции. Но уж до чего китаец дотянется, над тем он поактивничает. Поэтому каждый уголок возделан или застроен.
Видимо главный завет Мао, в отличии от Ленина, был «работать, работать и еще раз работать». Вот они и работают. На севере (а это даже 500 км южнее Пекина – земля очень бедная, климат засушливый, и все равно: вся засажено, все растет. Даже между рядков деревьев – грядки. А что? Пока деревья вырастут большими, они десять урожаев соберут! Так что философская база китайцев проста: «Делай что должен, и будь что будет».
То что китайцы все на одно лицо – это совсем не правда. Видимо от лени. Хотя, даже самый ленивый может выделить больше десятка групп лиц, и в них ориентироваться (впрочем, как и у европейцев). Зато что-что, а строить «морду кирпичом» у них получается легко (достаточно убрать улыбку). Видимо и европейцы для них часто кирпичные.
Почувствовать что китайцев много, проще всего в викенд. На вокзале, где аналог Сапсана (правда идущий не 200 а 300км\ч) отходит каждые десять минут: уже в обед нельзя купить билеты до конца дня. Видимо, в Китае скоро расстреляют очередного местного Якунина. Уже вернувшись в Москву, не мог понять, что меня так напрягает в ароэкспрессе и электричках. Они буквально ползут! Если чиновников начнут расстреливать, то руководитель РЖД, безусловно, первый в списке. Считайте, что это лирическое отступление. Продолжим же.
При этом туда, где дотянулась власть – всюду чисто: не потому что не мусорят, а потому что постоянно убирают. За брошенный окурок не будут ругать, а просто подойдут и уберут. В поезде каждые 30 минут пройдет служащий с мешком мусора и заберет твои продукты жизнедеятельности. Кстати, поезда очень хорошие. И безопасные. И вовремя. Даже самые плохие. А я испытал все: от первого класса, до жесткого сидячего вагона.
Китай – страна без экзотики: убери иероглифы и китайцев, останутся только крыши другой формы, в остальном – не отличить от Европы и США. Пока не дадут палочки для еды:)
В современных районах и на хайвеях меня не оставляло ощущение Америки: бетон-гранит, просторно, чисто.
В общем…
В общем, Америка – это прошлое. Китай – будущее. При этом, Китай – тот же порядок, структурированность, диктатура что и в США, но нет негровJ Ну а Европа и Россия, увы, это уже просто мертвая история. А девушки – главная причина оставаться в России Так что если ты не озабочен на сексе, побывал и в Европе и в США и в Китае, то найти причины не голосовать за Китай – очень сложно. Аппендикс 1: Китайская стенаШел с желанием проверить три конспирологических теории:
- стен построили монголы от китайцев (дескать бойницы внутрь стоят)
- стену построили китайцы от китайцев же (чтобы не сбежали)
- стену построил Мао, чтобы вернуть величие нации, а заодно и историю.
Не проверил. Это просто китайский диснейленд. Который начинается с пробок на подъезде. А внутри все перестроили, достроили, обновили. Но первые две версии можно исключить: бойницы смотрят на север.
Зато увидел очередную толпу китайцев, страдающих от непривычных нагрузок, но не перестающих улыбаться и радоваться.
Рекламу стене тоже обеспечил Мао (он прям везде), заверив всех, что кто не был на Великой стене, тот не был в Китае. Вот и пыхтят китайцы со всей страны, чтобы не быть «нигде».
Аппендикс 2: Иностранцам
Никто не говорит по-английски. Никто не может прочитать латиницу. Спасибо Мао – хоть цифры стали наши использовать. Интерфейсы и те без English (ни билет ни купить, ни к WiFi подключиться). Вообще не понятно, зачем booking.com адреса пишет латиницей? К тому же карта у него не открывается: гугль-карты заблокированы. А Яндекс-карты не ориентируются даже в Пекине.
Аппендикс 3: Удивило:
- Хуанхе оказалась узкой и не судоходной, ну хотя бы желтой. Не верится, что такая речка могла погубить за раз миллионы людей.
- Ресторан – это лучшее место для сьемки фильма: столько историй, столько конфликтов, готовые мезансцены. Теперь я понимаю, как Кар Ваю удавалось делать фильмы в режиме «что за ночь придумалось, то завтра и снимем».
- Везде кипяток – в туалетах, в гостиницах, в куллерах, везде, чтобы везде можно было заварить чай или «нудлятину» (это бумажное ведро с макаронами и добавками)
- Меня поразило, что в обычном местном фаст-фуде не продавали напитки, а стоял куллер. Представляете московское кафе, которое откажется от сверхприбыли на продаже напитков?
- А вот в американско-китайском KFC подают мороженное с фасолью! Вот такие кулинарные изыски.
- В офисах всегда фен-шуй: чайный набор, аквариум, цветочки, статуэтки. Правда, как правило, все сильно запущенно: чайный набор в пыли, аквариум не чищен, а порой и вообще пуст.
- В метро – реклама проецируется прям на стены тунеля. Выглядит как далекое будущее:
- В Пекине трогательное отношение к деревьям (при том, что дома сносят без оглядки), например могут спроектировать эстакаду так, что она будет проходить сквозь деревце. Машины будут его объезжать – не беда:
- Китайцы все же продвинулись дальше Генри Форда, который говорил: «машина может быть любого цвета, если этот цвет черный». Цветовая палитра тут: черные или белые машины (и цвет такси, разный для каждого города).
- При этом, удивительно, но самая массовая машина – Бьюик. Правда тут и Шевроле Лачетти и все Опели – это Бьюики.
- Машин очень много (тут Вьетнам, удержавший контроль за автомобилями – молодец). Тут даже велосипеды электрические (и скуттеры).
- А вот детей не много.
- Сидения в скоростных поездах на конечных станциях разворачиваются одной педалью – ты всегда едешь лицом в сторону движения.
Аппендикс 4: Проблемы и трудности
- Только вот интернета нет… а то что есть, как телефонный модем на 14400бод из 90х
- гугля, карт – нет в принципе,
- 3G – не видел тем более
- видео, торренты – все роскошь из забытой России.
- забавно, даже аналога яндекс-пробок нет. Бедняжки, слушают по радио: сводки с полей.
- И это самая передовая страна