Из Аруначала в Аруначал-Прадеш

Судя по картам столько популярная среди наших эзотериков гора Аруначала находится на юге Индии. А вот где находится штат Аруначал-Прадеш, эти эзотерики даже не догадываются. И для большинства людей без карты не обойтись (спойлер: на противоположном конце Индии).

Что общего? Разве что красивое слово. А так, Аруначалу называют горой с безмерным пафосом (высота 980м), на другом же конце Индии, в «Регионе земли залитых светом гор» – пики до 7000 метров.

Мне же казалась символичной эта связь. Поэтому подход к высоким горам начался издалека. Почему Аруначала? Наверху обитает Шива. Внизу современный святой, учитель почти всей современной Адвайты – Шри Рамана Махарши. Он всем предлагал ответить на вопрос «Кто я?»
Видимо для Аруначал-Прадеша достойный вопрос «Зачем я?».

И этот вопрос звучал много раз. В мой адрес. Но первый раз я его не расслышал…

Видимо слишком хотелось туда попасть. Ведь, в далеком индийском краю живут не индусы, а тибетские племена, не верят в Шиву, а молятся Буддам. Изначальный план был группой из 6 человек забраться в непознанное. Взобраться на несколько непосещенных пиков и спуститься в unexplored. Смысл? Что мало безлюдных мест на Земле? Но мы исходим из другой гипотезы: Раз что-то видно на спутнике (например куцые поля в лесу), значит там есть люди (читай к людям которые никогда не видели людей). Значит есть интерес и смысл.
Но в нашем плане было много вопросов. И одно «но». По «семейным обстоятельствам». Нет не фильм. В общем наша группа отложилась «напопозже». Я же отложиться не мог, поэтому мы с Кириллом ехали сейчас.

Еще в Москве поговорил с «бывалым» Сашей:

– Что делать если останется свободное время? (спойлер: Нет не осталось)
– Таванг! – второй монастырь Азии. Там наверняка есть много чего интересного!
– Что брать?
– Бахилы не бери. Судя по спутниковым снимкам – снега там нет. В Аруначале бахилы нужны только от пиявок. Но в феврале их не будет. И еды не бери. С вами же будет проводник. У него будет ружье. Он подтстрелит что-нибудь для мяса. И будет варить рис с овощами. Не умрете с голоду. В Аруначале никто не умирает с голоду.

В итоге бахилы были выгружены из рюкзака, а взамен было загружено по 7кг еды из Ашана– на 2 недели. С запасом. Да спонсор нашего путешествия – АЭРОФЛОТ. И его тариф «спец-Индия»: 2 багажных места по 23 кг на один билет (+7кг в кабину).

Но прежде чем отправить рюкзаки в салон, один из них я примерил на Кирилла. Только по его глазам я понял – что это первый рюкзак на его плечах. Но спасибо ему – он не бросил рюкзак в Москве. И меня там же.

Зачем?

«Записывай пожалуйста все контакты, имена, адреса и телефоны. И цены. Нам очень они понадобятся – портеры, водилы, лошади, менты, в общем бери у всех контакт!» – все логично.

Ну ок. дел впереди много: Монастырь. Буддизм. И помочь друзьям. А анэксплоред – оставим им (напоминая себя, что истинная неизведанная территория – всегда в себе, а не за перевалом. Внутренняя Монголия – она не на карте).

Итак от подножья святой горы Аруначала мы приближались к гималайским вершинам Аруначал-Прадеша. Конечно через препятствия.

Проблема №1: пермит

Проблема номер один. Аруначал прадеш – жертва или дитё (что бывает совпадает) больших шахматистов прошлого. Нет, «большие» это не Ласкер и Касабланка. А офицеры ГенШтаба России и Её величества Великобритании. Десятилетиями они играли в большую шахматную игру. Игра шла на востоке. Поэтому, по законам восточной логики игроков оказалось не два, а три. Был еще китай. Просто его не замечали. И ставя заплатку на северо-восточном стыке карты, Британия договорилась что часть Тибета теперь Великобритания. (МакМагон провел ряд линий, отрезав кусочки от Китая – Тибету, а часть Тибета – Британской империи. Но чтобы резать не просто по карте, великий Фредерик Бейли посмотрел все на месте. В составе Британской карательной экспедиции в северном Ассаме в качестве офицера разведки). Тибет тогда был под властью Китая (по мнению Китая). Так что тибетцам было не жалко – лишний клин в бок оккупанта. А вот Китай был недоволен (но его не спрашивали). Китаю тогда было не до Гималаев. У них рушилась последняя династия, начиналась перманентная революция и гражданская война. А потом Британия ушла из Индии. Через пару лет Китай стал единым и коммунистическим. А еще через год захватил Тибет. Но не полностью. Тот кусочек теперь был Индией. Китайцам казалось что их развели как в наперстки. Но дотянуться до шарика накрытого третьим наперстком не получалось. Через 10 лет Далай-Лама сбежал в Индию. Как раз через этот кусочек. И, возможно оставил следы. В 1962м Китайцы вторглись теми же тропами в Индию. Индусы погибали и в страхе бежали (умирали не в страхе). Но добежали аж до великой реки Брахмапутры. Видимо это была логическая и естественная (справедливая) граница Тибета. Но! И через 6 месяцев собрали манатки и теми же тропами ушли. Но, как Карлсон, обещали вернуться. И, кажется вся индийская Армия в ужасе ждет их. Мы же теперь должны были идти как раз по пути Китайцев.

И нас должна дать добро не таможня, но армия. Это называется «permit». Последнее описание этого района в интернете – отчет двух чехов от 2009года (они видимо последние из европейцев шастали в этих местах).

У чехов же был указан контакт человека делавшего им пермит. Человека звали Лоуренс и он оказался готов сделать пермит сейчас, спустя 10 лет. Цена вопроса – 100 долларов за человека. Через месяц прислал скан в котором указывалась цепочка:

Tezrup – Bhalukpong – Bomdila – Tawang

Ага – Таванг это где монастырь. Знакомое слово. Эти населенные пункты вскользь были перечислены и в отчете чехов. Где карты Билли? Со слов чехов получалось, что самая надежная карта – советская генштаба. Нашел более старое описание района. На рубеже веков бывший англичанин внес этот регион в путеводитель по Гималаям. Выходило, что нам предстоит пройти от одной древней (лет 400) Тхембанг и некогда могущественной деревни до не менее древней и могущественной – Маго. Упоминались какие-то древние тибетские царьки и воинственные племена. В целом – все звучало как в России 90х. Рэкет как чистый бизнес.

Рассматриваю карту. Через весь район нарисована одна дорога. А поселки из пермита – как бусинки нанизанные на нее. Только это не простая дорога. Представьте в пустыне прямую дорогу в 600км. И на ней поселки (как на Диком западе). А теперь нитка с бусинками поселков досталась котенку тигра, который играючи превратил ее в скомканный клубок. Смялась дорога. Смялась в горы пустыня. Так бог создал ту страну.

Нашел на карте Генштаба наши две деревни. Половину пути даже соединял извилистый пунктир тропинки. По горам же были рассыпаны черные точечки населенных пунктов.

Чтобы нас не расстреляли при отклонении от маршрута военные, нужен кто-то местный. Нет, не в смысле чтобы стреляли в него. А чтобы он за нас отвечал. Выходит, все равно – чтобы стреляли в него. Выходило нормально. Даже логично. Как минимум логично, что нужны портеры/шерпы – тут так полагается белым. Не гоже самим рюкзаки таскать. Как обычно – вопрос цены. Вообще это же восток – надо торговаться. Потому что даже если мы за себя заплатим, то потом ребятам будет не по карману (в 5 раз больше груза нести и в 3 раза дольше). Короче, надо сбить цену. Итак,

Проблема два. Гид

Лоренс вслед за пермитом прислал контакт: Кардо человек из Аруначал-прадеша. Саша заверил – с таким не пропадешь: еще в молодости он резал головы соседей, но теперь уже не так страшон. Хорошо идти с таким человеком и ничего не бояться… думал я… Ага, никого не бояться кроме него… думало мое подсознание.

Сразу оказалось, что портер не может идти без гида. Даже если там живет – дороги он не знает… видимо. При этом, гид груз не несёт, но зато должен знать английский. И снова, вначале мне казалось логичным что нам может быть полезен Гид. Можно даже без носильщиков (чтобы подешевле). Начал общение с Карду. Переписка с ним удивляла. Оказывается, его одного недостаточно: «…это не легкий маршрут, поэтому нам нужна материально-техническая поддержка, и есть некоторые места, где мы должны следовать местным обычаям … и мы будем проходить через густой лес и водные потоки, где мы не должны пить воду и останавливаться в определенных местах так как эта долина является религиозным местом для буддистов . так что местный житель очень обязателен… К тому же они не могут принять «европейские туристические традиции» – мы не можем пойти только с лапшой и печеньем, а тем более у нас нет лекарств для поддержания энергии тела. И вообще есть лапшу и печенье в качестве единственной еды (как это делаете вы) рискованно, поскольку это не легкий маршрут, и не забывайте – есть определенные места, где мы даже не можем пить воду и останавливаться. И если вы помочитесь в определенных местах, непременно пойдет дождь. Вот поэтому обязательно взять местного жителя из этого района, который будет говорить нам, что делать и чего не делать. Ну как вы не понимаете – этот район – буддийское место, и любые неосознанные действия гарантируют нам проблемы … и местный житель очень обязателен…»

Далее он убеждал, что они должны нести свою еду и палатки, поскольку не могут идти только с лапшой и печеньем, их пища отличается от нашей, короче, 1000 руппи в день за специалиста который скажет где нельзя ссать – это очень хорошая цена которую можно принять, ведь в эту цену включено все что нужно: и проживание и транспорт … Он выражал надежду, что я понимаю логику, стоящую за этой ценой.

Я конечно не понимал, какая может быть дополнительная цена за проживание в лесу и за транспорт по непроходимому лесу, но то что местного человека не надо будет дополнительно кормить – меня радовало (все равно он не будет же есть бисквиты и нудли).

Потом получалось, что кроме местного жителя очень обязательны лошади, и транспорт до начала маршрута и еда для проводников и лошадей. Мне стало казаться, что суммарные затраты в графе ИТОГО можно заменить словом РАЗВОД. Даже медитируя под святой Аруначалой мне слышалось слово РАЗВОД.

Обсудили проблему с Романом. Он много раз скитался в этих местах и был специалистом по общению. Рома пугал напропалую:

Первое: не понятно как уйти от цивилизации. Мой план «поймать машину» Роман раскритиковал: «на отвороте можно ждать, пока вас не повяжут. Слабое место. Вас местный может сдать военным. Военный спросит куда идёте, и запретит движение в сторону границы». Я вспомнил, что пермит у нас в Аруначал, а не в погранзону. Любые подъемы к границе туда не входят, включая ночёвки между этими пунктами. Формально во всяком случае. Рома подтвердил: «Как только вы попадете в зону чьей-то ответственности, они начнут вас из нее выпихивать».

Продолжая подкидывать дров: «Без местного и поборов на него вам не пройти. Это так, хотя дело не только в том, где можно мочиться, а где нет. Просто это их земля, и бесплатно не пустят ни вас, ни нас, ни самого Кардо». Мы понимали, что скорее всего они не пойдут дальше самого большого перевала – там же снег. А при виде снега индусы бегут назад как дети. А вот куда пойдет проводник (Карду) – обратно с детьми или он с нами до конца? С одной стороны, он зассыт (но там сссать вроде нельзя) один возвращаться в компании недетских детей. Они же там головорезы, он их боятся может. Ещё момент – если он вас выведет в Маго, ему там уже военные дадут люлей. Он не может этого не понимать. В Маго никому нельзя. К тому же – кто-то из них должен будет сесть в тюрьму если придет с нами в конечную точку. Есть из чего выбирать.

Я хотел отказаться от всех помощников. Рома отговаривал: «Тропа неизвестная, уверен, что там окажется мильен развилок и тупиков. И есть местные, которые захотят вас сдать и не знают языков. Для переговоров нужен Карду. И для веса / темпа / права на проход нужны местные».

В мой план (как на Памире 20 кг рюкзаков 20 км в день вверх) – он не верил. Пугал, что там где ходили они – 10 км с 16 кг считались удачей. «Тут возможно придётся рубить джангл кое где. И всюду очень круто вверх-вниз. Портеры в аруначале нужны всем. Я там был четырежды. У нас с портерами выходило обычно по 4-5 км в день проходить. Без – не прошли бы. Я первый раз шел тоже с идеей, что они не нужны. И дорогу вы не обязательно без них найдете. Я думал – найду, но не нашел.
Я не верю в одного портера или местного проводника. Места непростые, один никто не пойдет. Карду не в счёт, они ему верят не больше чем вам. Я бы закладывал двоих. И идти с людьми, с которыми вы друг друга не будете понимать вообще. Это не есть гут». Рома понимает и умеет на хинди, поэтому основная наша группа сможет справиться, а вот надо мной нависал большой простор для недопонимания, ссоры и скандала с портерами.

Все же, чтобы забыть слово РАЗВОД, от специалистов я аккуратно отказался. Ну а что? на месте все решим. И если что сами пойдем. Писать будем когда никто не видит. А кроме доширака у нас есть и другая еда. Не велика проблема. Всю жизнь же ходил как-то…

Проблема №3: газ

Третья проблема – газ. Наш делийский друг, о Нил (но не Шакил), многократный покоритель Гималаев (в молодости) и эксперт туризма (хвастающийся статьями в бизнес-журналах из серии «неизведанные уголки Индии – как туда попасть и насладиться попаданием». Заверил что газ в Индии не проблема: купить не проблема и перевозить не проблема. «Главное не в кабину!» уверил он. Так что вместо бензиновой горелки вместе с Ашаном в супер-джете летели джет-бойл и дополнительная джет-кастрюля. В гостях у Нила (но не у сказки) я даже нашел баллон. Даже с газом. Но на нем стоял год производства из 80-годов. Балон шипел. Но газ не горел. Других баллонов в Дели не было. Но было время. И мольбами, уговорами. Нил достал 3,5 баллона. Гордо переслал нам в Аруначал фото. И следом прислал скриншот правил авиакомпаний – перевозить газ запрещено. Уговоры авиакомпаний и грузоперевозчиков не помогали (с Индусами вообще сложно договариваться по телефону, а уговоры и угрозы в таком формате ничего не гарантировали).

В общем, в Ассам мы летели без газа. Ассам это совсем не Дели. Купить там нормальные баллоны шансов было мало. А по прогнозу нас ждет минус десять. Градусов. И килограмм –судя по стрессу.

Проблема №4: автобус

Я недоумевал, но и Карду и Лоуренс несколько раз предупреждали, что еще и доехать до тех мест будет проблема. И не понимали, как мы планируем оказаться так быстро, а не через 3 дня. Рома тоже удивился уверенности: Там нет автобусов. Только сумо.
Я не верил. В Индии есть все. И миллионы программистов – а значит онлайн-сервисы. Поэтому я Купил билет на автобус через интернет за неделю. Деньги списали. Места выбрал лучшие: 1е и 2е.

Все ок. Полетели!

Половину полета я любовался Гималлаями. Благодаря самому навороченному айфону Кирилла – сфоткал Анапурну, Эверест с Лходзе, Канченжангу и красавца Аруначал-Прадеша: Горичен (по-монпальски «Высокая Гора»).
Люблю, когда поход начинается с фотографии конечной цели. Удобно. Наглядно.

То что в автобусе за неделю так и не заняли другие места меня не смутило (я проверял каждый день всю неделю). А смутил звонок сразу при прилете в Гувахати:
– ай ай. Автобуса завтра не будет – все завалило снегом.
– Ага, «На перевале снег, троллейбусы не ходят. На чем поедем?» (с) к/ф АССА.
– Есть вариант в 5 утра – на Сумо.
– Ага, где-то я уже это слышал.
– Сделаем лучшие места: 5е и 6е. Подтверждаете бронь?

Ну что я говорил?  – Ассам это совсем не Дели. Тут не принимают еврокарты. Тут многое не работает как в Дели, и тут в 10 вечера (да мы избалованные!) не поменять доллары. Но тут есть Декатлон! Только в нем нет газа. Да – на сайте есть плохие баллончики-дихлофоски, да их нельзя присоединить к джет-бойлу. И нет. Их нет. Можно заказать онлайн. И его привезут через 5 дней. «Что? Вам надо раньше? Ну можно за 4 дня. Вы завтра уезжаете? Тогда нельзя. А кстати – как вы едете?» Это про трудность номер четыре. Держим в уме. Пока что у нас газ. Очередная череда звонков, обсуждений, переговоров, разъездов и нам продали те самые баллоны от тараканов. И плитку в придачу. Плитка не лезла в рюкзак, но все равно грела душу (скоро будет минус 10).

Надо мчаться за билетом на маршрутку. Сумо оказался джипом. Чуть больше чем борец сумо. Но я не уверен что тяжелее. Перед кассой висела схема рассадки: 10 пассажиров плюс водитель. 5е и 6е место в среднем ряду за водителем. Явно лучше чем на третьем ряду на колесе.

Короче, проводник нас не ждал, но хотя бы с нами был газ. И плитка. И билет на сумо.

Осталось посмотреть на «самый быстрорастущий город Индии», миллионник Гувахати и последний раз поесть по-человечески.

Продолжение тут: http://travels.alexwe.ru/gorichen2/

Больше фоток:

This entry was posted in Без рубрики, Индия, Путешествия. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *