Из Ассама в Аруначал-Прадеш

начало: …тут… http://travels.alexwe.ru/gorichen1/

Маршрутка вместо Автобуса

В пять утра в кромешной тьме мы ждали маршрутку на базаре. Судя по маршруту – это была точка отправления. Самый быстрорастущий город не спал. Скоро даже пришел новый продавец билетов и запустил нас в зал ожидания. Помимо двух рядом стульчиков тут был свой туалет. Туалет был –но внутри не было ничего – просто бетонный пол и бетонные стены. Не было даже дырки куда все должно утекать. Но как-то просачивалось же! Видимо в воздух зала ожидания. Поэтому ждал снаружи. Много Сумо проехало мимо. Нашей все не было. Через полтора часа из проезжавшей заполненной маршрутки выскочил водитель:

– Залезайте и поехали скорее!
Я показал билеты (места 5 и 6). Мол
– наши места заняты. Вы явно не наша машина.
Но водитель схватил рюкзаки и пристраивал их к крыше.
– Протискивайтесь на задний ряд. На 5 и 6м месте сидят люди купившие билет онлайн. Их подвинуть нельзя!
– А мы что? нам онлайн забронировали билеты?
– не выдумывайте – у вас бумажные билеты.

Внутри машина выглядела как мини-кинотеатр: 3 ряда, каждый на голову выше следующего. В последнем ряду головой упираешься в крышу. Наверное, это удобно – можно не держаться руками на кочках. Все места имели определенную иерархию.

  • Лучшие места за водителем: и не укачивает и не гоняют
  • Слева во втором ряду хуже – через тебя вылезает третий ряд.
  • Третий ряд – это почти ад. На четверых.

На первом ряду просторнее – только 2 пассажира. Вот только центральному достается странная роль. Одной ногой он на пассажирском месте, а другой – около педалей управления. Ровно между ног торчит эрегированный рычаг переключения передач. Водитель же постоянно вынужден тормошить ручкой. Прям как в анекдоте:

Штирлиц сел на переднее сидение такси широко расставив ноги и сказал водителю:
– Трогай.
Водитель потрогал. Штирлицу понравилось.

Только не понятно кому в нашей машине это нравилось больше… Впрочем, пассажир тоже участвует в вождении. Когда водитель хотел пописать, он ставил ногу пассажира на тормоз и выбегал к обрыву. Мне вообще казалось – водитель выбирает «туалетные места» исходя из привлекательности вида. Все кроме держащего тормоз тоже выбегали полюбоваться. Поэтому слева во втором ряду не поспишь – постоянно надо пропускать третий ряд кинозрителей. Да, обратите внимания, среди пассажиров не было женщин. Когда они есть – они любуются просто через окошко. Такой туалет намного лучше, чем на «автостанции».

Маршрутка по плану идет минимум 17 часов. Автобус – значительно дольше. Так что в дороге были «пункты питания». На выбор два меню: индийское и тибетской. Нам? Спасибо, только чай.

За окном Вьетнам меняется на Тибет. Смотрю на навигатор: в 200 метрах слева – Бутан. Жаль только виза стоит 1000долларов. Так что остается только смотреть. Рядом и граница Аруначал-Прадеша. Водитель доложил число пассажиров, число женщин, и число иностранцев. Я отдал копию пермита и паспортов. Добро пожаловать!

Мы проезжали буферную зону. Примерно полчаса не было ни индийских ни тибетских поселений. Я еще не знал, что дальше 10 дней индусы будут только в роли военных. Для которых тибетцы строят дороги. Что характерно, строят вручную и строят женщины. Таскают каменюги размером с мешок цемента, их же раскалывают, укладывают и т.д. Рядом молодой отец развлекает годовалого ребенка. Это явно более сложное дело, чем камни. Некоторые мамы работают с детьми на спине. Видимо, матери-одиночки.

Тхемабанг

Я все время держал связь с контактом Лоуренса. Кодовое имя «Хомстей Тхембанг». Имени я так и не узнал. Он призывал не волноваться, сказал что сам где-то далеко, но прислал фото мамы и папы. К вечеру на отвороте «Мунна-камп» маршрутка остановилась у пикапа. На переднем сидении девушка кормила грудничка. Нашелся молодой «папашка» и нас стремительно перекинули из маршрутки в пикап. И сразу поехали вглубь гор. Вспомнил предупреждения Романа, что «повяжут», «без взятки не пустят», «настучат военным». Высадили уже среди красоты. Встречали старички. Видимо те, кто предполагался на фотках. Для усиления статуса, бабушка принесла журнал, на развороте фото дома и дедушки. Похоже, в Индии у каждого есть фото в журнале. Оба уверенно говорили с нами. Вот только шансов понять их – не было. Зато у них была старая нокия. Она нам два дня помогала в общении. В трубку я говорил что надо, и передавал трубку старикам. Вскоре они кивали мне. Так можно было решить все вопросы: от еды до одеял.

Мы же в темноте пошли на разведку. Судя по книжке англичанина, мы были рядом с древним фортом. Который определял господство этой деревеньки на многие десятки километров вокруг. В форте помимо жилых домов был «ларек» а в ларьке, как в сказке, был туборг. Четыре ящика (спойлер: к нашему уходу осталось три). На соседнем холме был храм. Между крепостью и храмом жили люди.

После ужина бабушка принесла портативную печку: ведро углей с крышкой. Поставили в центр комнаты. Теплее не стало. Также не стало кислорода. Не знаю как они греются. Но у нас есть спальники. И нам надо акклиматизироваться – не только к высоте но и к заморозкам после индийских югов-то. «Хомстей Тхембанг» пообещал помочь в гидстве. Но сказал, что к завтра не успеет помочь. Нужно время. Я не возражал. С утра надо было продолжать акклиматизацию.

С утра я хотел пройти один дневной переход, но без рюкзаков. Попытался расспросить деда. «Куда?» – видимо переспросил он. В ответ я махал рукой куда-то вверх и вперед. Сам я видел дорожный указатель на соседнюю деревню.

Дед вернулся с листком и начал рисовать какую-то схему. Произносить какие-то названия-заклинания. Понятнее не было. Схема стала похожа на свастику. Я испугался и остановил колдовство, мол «сами найдем». Повернули к дороге, но дед в окружении остальных родственников махали руками на узкую тропинку к храму и выше. Мол, вам туда. Видимо любой путь надо начинать через храм.

Судя по GPS мы пробирались были рядом с хорошей дорогой. В 100 метрах. Но судя по визуальным признакам – мы были в дремучем лесу, переходящем в бамбуковые заросли. Желания продираться на дорогу было, а вот сил и возможности – нет. Продолжая выискивать тропу. Но все же, слаб человек, выбрались на дорогу. Асфальт! Похоже все будет проще.

После деревеньки асфальт перешел в брущатку. Дорога стала извиваться серпантинами. Свернув с дороги зашли в деревеньку. На 10 домов – жилым был 1. Тётка и 2 паренька. Куда тут идти дальше? Тётка и 2 паренька явно игнорировали нас. Подошел. Произнес название следующей деревни. Игнорят. Подошел поближе. Видимо, чтобы избавиться от назойливых, паренек нехотя встал и проводил по улочке между домов. Махнул рукой вниз. «Лагам точно туда?» «Туда-туда. Денег дай, за то что спас вас». Это он что-то по-своему говорил. Но слово «мани» не оставляло вариантов в трактовке просьбы. Нет ребята, так я и сам могу. Вышли снова на дорогу. Поперек дороги забор. Дальше даже джипу не проехать. Видимо те самые «границы и таможни». Как мы вообще пока умудряемся без денег пройти? Наверное, берут только с тех кто гружен рюкзаками…

Дорога превратилась в тропу. Похоже в основном прокладываемую коровами. Они тут прям «скалолазка моя» – смотрят на тебя с совершенно разных ракурсов и высот. Не понятно как вообще забираются на такие крутяки. И ведь не ради цветов – а просто хоть кустик ободрать

Повстречалась избушка. Вначале на ветру полоскалось чучело. Затем буддиские флажки, потом живность (свиньи, куры, бычки и даже яки). Залаяла собака. В ответ изнутри избушки кто-то захлопнул дверь Ну здрасте, Карабкаемся по тропе вверх. Снова флажки. Хоть и не перевал. Но видно – место популярное: тарелки с рисом-конфетами. Валяются бутылки: от пивных до рома. Навстречу два паренька. «– Далеко до Лагама? – Далеко». Ну ладно, проверим. Через полчаса решил что и правда далеко. Повернули назад – под флажками сидят те же парни: пьют и курят. Видимо и правда место хорошее. Вообще, похоже на наше кладбище: оставляют еду, выпивают, закусывают.

Мы же возвращались. А я размышлял «Не дошли. Да уж, лучше тут с портерами ходить, а не самим. Надо разговаривать с местными.»

В итоге.

Вместо портеров проскочила идея использовать лошадей. Романтично: как экспедиция 19го века, словно Пржевальский, Громбчевский, Верещагин… С лошадьми и языковых проблем не больше. Обсудим.

Оказалось да – есть «пони». Вот только пони, как и мужики не ходили по одному. Не жрали на снегу. И не ели «доширак и печенье». Но романтика уже засела голову. А все местные рассказывали ужасы про снег не только на перевалах, но и «вообще везде». Посмотрим какие новости будут завтра.

По дороге вымощенной жёлтым кирпичом…

Дед выписал полноценный «Билл»: в счете было подсчитано детально все – каждый чай и даже пикап-болеро. Билл прокомментировал телефон. С помощью той же нокии нашлись и лошади и добровольцы. Один – в роли гида, второй – погонщик. Составили смету на «пони». И на погонщиков. Предупредили, что зимой дров нет и нам придется греть еду для ребят. Да-да, «проблема №Газ». Заверили, что тогда они не помрут от мороза. Но денег добровольцам платить не разрешили. И без денег в путь не отпускали. В итоге – сумма «залога с запасом» была передана Деду. В сумму включалось и три тысячи для «прохождения таможен». Двум сопровождающим Дед выдал 500 рублей. Те умчались в крепость – в ларек. Вернулись с мешком доширака и кипой упаковок кексов! Следом шли две лошадки. На одну взвалили  наши рюкзаки. На вторую – лапшу и кексы. Мне показалось это несправедливостью, и к лапше гид привесил свой небольшой рюкзачок: лошади будут меняться. Ну ладно. Вся деревня провожала нас. Теперь мы шли не через храм, а по нормальной дороге.

Правда с нее мы неожиданно свернули: сокращая путь по горным тропам и неизвестным жилищам. Тут нам доверялось «попридержать лошадей». Вообще, тибетцы не ездят на лошадях – это исключительно вьючное животное с короткими лапками (при этом монголы свободно разъезжают на таких же моделях). Тибетцы же привязывают сверху деревянную конструкцию на котороую уже подвязывается груз. Никакой уздечки нет – лошадь приходится вести просто через ошейник-поводок. Лошади – лучше. Нам сложнее. Из каждого жилища ребята выходили с гостинцами: вот появились миски и сковородки, спальники и много бутылок с непонятной жидкостью. Бутылки уже не влезали в портфельчик гида. Самое время строить коммуникацию. Познакомился. Младшего звали «Цри». Старшего «Та-Цри». Удобно запоминать. Спросил как зовут лошадей. Лошадь Цри звали «Тома». А ТаЦри и секунд через пять провозглосил грозным голосом каратиста: «Вин-Чунь!». Видимо в этот момент белогривый конь наконец-то обрел имя.

Я буквально полюбил Цри, и не только за главное достоинство: английский язык но и за непосредственность улыбки. В тех местах это казалось даже более дефицитным качеством, чем в Москве (а перед этим я много недель странствовал по Индии, где улыбаются все. Улыбаются неподдельно, не как в США). Я многое узнал от Цри: 23 года от роду, учился в Бомдиле в тибетской школе. Выяснилось, что эти «тибетцы» и не тибетцы, а народность «монпа». И язык у них свой «монпалийский». Цри знает  4 языка: Монпали (родной), Тибетский, Хинди и английский (али-луйа!). Как и все монпалийцы – носил наряд «по сезону» – треники или джинсы вдетые в синие резиновые сапоги. За спиной перекинутый мачете. Во всяком случае, ножны были внушительными. Путешествие с ним напоминало песню:

Сторона наша мрачною кажется,
Тёмный лес, бурелом да сычи,
Побродить здесь не каждый отважится,
А забрёл – так штаны не мочи.

Или просто прорывалась ностальгия:

Недалёко от речки Кукуевой,
С немудрёным заплечным узлом,
Шёл мужик из Орехова в Зуево,
Одному ему видным путем.

Через несколько часов должен был показаться поселок Лагам. За 23 года Цри был там лишь три раза (а это всего день ходьбы от его села!). Помимо нашего маршрута, есть и новая автомобильная дорога. Но она идет не через Лагам, да и не через его Тхембанг. А через Чандер. Я вспомнил, что слышал это название, когда вчера дед рисовал свою «свастику». Но что в том селе – Цри не знает. Он там не был. Ни разу! Туда пешком-то всего – 25км.
– Цри, но почему?
– Некогда. Дел полно. – он был действительно занят: скомкал снежок из появившегося под деревьями снега.
– Или просто там убьют? Нет трех тысяч, чтобы таможня дала добро? – зачем-то пошутил я. Снежка у меня не было.

Но Цри промолчал. Шел мужик… А ведь, добрый замечательный парень.

Мысль одна полыхала в мозгу его
Как весенний победный салют
Передать славным жителям Зуева:
“Их в Орехове любят и ждут”

– Цри, что дальше-то делать будешь? Не знаешь? У тебя английский! Цри, сходи в соседние села – выучи маршрут, станешь Гидом. А гиду в два раза больше платят!

Но тут выясняется, что вся деревня – родственники. И дед, который кубышку держит, и паренек, который позавчера нас вез (ЛупСон), и его жена – сестра Цри. И ТаЦри – родич, и голос из Нокии – тоже дядя. И… и… и… Так что Гид у них в семье уже есть. А Цри – погонщик. Раз в жизни… когда еще тут туристы будут?

– Цри, У вас же вон – Таванг под боком. Большой город (Ага, я потом убедился как это «под боком» далеко. Потом казалось, что из маршрутки мы вышли на половине пути. И какое оно «большое»).
– А что мне там делать в Таванге?
– Ну как же? а второй в мире монастырь? Монахом станешь!

Цри аж содрогнулся Содрогнулся от предложения. Ох. Что же там за монастырь? Но для приличия ответил бестолковому мне:
– Некогда. Дел полно.

И я задумался о том, что же там в глубине этой страны нас ждет? И как они живут? Наша беседа напоминала монолог Жванецкого:

– А где вы, девушка, живете?
– В Нарьян-Маре.
– А ваши родители?
– В Нарьян-Маре.
– А чем они занимаются?
– Они в Нарьян-Маре.
– И как они живут?
– Как все в Нарьян-Маре.
– А не хотели бы затеять какое-то дело?
– Нет. Они же в Нарьян-Маре.
– И что будет?
– А что может быть в Нарьян-Маре?
– Ну может быть учиться пойти?
– Где? В Нарьян-Маре?
– Ну уехать, в конце концов.
– Из Нарьян-Мара?..
– Ну а что же там сидеть?
– А где сидеть?
– Ну за границей.
– А кто же будет сидеть в Нарьян-Маре?
– Ну значит надо там жизнь налаживать.
– Где, в Нарьян-Маре?
– В Нарьян-Маре, а где же еще?
– Откуда я знаю, где еще? Мы ж в Нарьян-Маре.
– Ну и возьмитесь, соберитесь, выберите толкового мэра.
– Где, в Нарьян-Маре?
– Да. А что тут странного? И начинайте жизнь.
– Где? В Нарьян-Маре?.
– А чего плакаться? Соберитесь, договоритесь, наладьте…
– Где собраться? В Нарьян-Маре?
– Да, там, а где ж еще? Там же хоть что-то интересное есть?
– Вы что? Это же Нарьян-Мар.
– Значит, так и будете жить?
– А как еще жить в Нарьян-Маре?

ТаЦри сказал что нужно сделать привал. Не для нас, для лошадей. Скоро Лагам. И там совершенно нет еды. Особенно для лошадей (Все съедено до нас). Тут тоже съедено все лагамскими коровами, но ТаЦри вынул свой меч и нарубил веток для лошадей. Я же пока пролистывал свою британскую книжку. Сверяясь с натурой. Что получалось:

… Крепость деревни Тембанг была окружена деревней Тибетского периода, и по сей день люди Тхембанга имеют традиционные права на большие территории, вплоть до Маго, недалеко от тибетской границы. Маго исторически соперничал с Тхембангом (если не считать монастырь Таванг, получается сражались за второе место на районе)…

Звучало как сказка «давным-давно»

… Теперь же Тембанг был обветшалой и бедной деревней. Все богатеи переехали в Диранг… (как и наш голос из Нокии). … Деревня окружена двумя воротами, Северные ворота все еще целы…  (южные тоже!).

…Огромная стена окружала деревню., и когда эти гигантские ворота закрывались, деревня превратилась в город-крепость. Громкий крик давался в качестве предупреждения каждый вечер после чего ворота были закрыты. Внутри было несколько очень старых домов, и мы посмотрели некоторые из них… Мы тоже рассмотрели разные дома, вот только ворота… либо они не закрывались, потому что торгующий туборгом ларек не закрывался до поздней ночи и превращал город-крепость в город-герой, или местные не увидели в нас опасных оккупантов, но это шоу я пропустил. Что там выходило дальше?

  • Подполковника Ф. М. Бейли в 1913м местные не помнят – потому что было давно
  • Китайцев в 1962м – не помнят, потому что вся деревня сбежала в Восточный Аруначал, пока сотни индусов героически погибала в ДЗОТах.
  • Нас похоже тоже не запомнят… так, дальше:

… Мы наняли 2 мулов в сопровождении деда и сопровождающего с большим чувством юмора… похожее начало.

…В первый же день мы пошли пешком. в деревню Пангма, так как нужно было позаботиться о мулах.  Вечер наступил рано, мы находились в восточной части Индии. и следование Индийскому стандартному времени. К 5 часам вечера уже стемнело. Около 7.30 все легли спать. Внезапно, появились группа молодых леди в прекрасных платьях, и дед сообщил, что они будут танцевать для нас. Пока мы сидели вокруг костра, они исполнили простую песню. танцевали, пели песни, к которым присоединились дед и наш погонщик мулов Лопсанг. Мы тоже дал достойный ответ, попросив наших носильщиков из племени Кумауни спеть песню! Это был прекрасный способ начать путешествие… 

Что тут сказать? В Пангма мы как раз свернули с дороги. Нашим трофеем были не танцовщицы, а сковородка для ТаЦри. Ну, может поселок Лагам отыграется? Хм… Тогда и нам надо учить песню. А вот про темноту замечено очень верно! В Индии один часовой пояс. На западе, на границе с Пакистаном в 18 часов рестораны еще закрыты (гости приходят после 20), а тут – самый восток, самый север, да еще и самые щели, куда вечно закатывается солнце. Короче, после 6ти вечера без фонаря тут делать совершенно нечего.

А вот то что у англичан помимо гида, погонщика, копытных еще были портеры! Это меня удивило…

Лошади дожевали свои рододендроны и мы двинулись вверх. Ладно книжку дочитаем завтра.

Лагам

Первым показалось здание коммуны. Заброшенное. «Клуб» – подумал я «Тут и затусим» – обрадовался Кирилл. Но нет, нам выделили небольшой домик выше по холму: с двумя дверями. Выглядил он как общественный туалет – мальчикам дверь налево, девочки направо.

Пока солнце уходило за горизонт побежал осмотреться. Лагам – последний оплот цивилизации. Тут есть только провод для электричества. Но не берут телефоны. Нет даже дороги. Лишь тропа вверх и тропа вниз. И ничего нет. Но десяток семей тут живут. Пришел караван – 10 лошадей груженных рисом. Село бросились разгружать коняшек. Все были довольны: теперь не умрут.

Вернулся к туалету. Левую дверь отдали погонщикам. В правую затащили рюкзаки. И… увидели в нашей комнате погонщиков. Я так и не понял смысл делать две двери рядом для домика из одной комнаты. Разложился. Поел. Сварил доширак для проводников. Ребята в ответ предложили выпить: «Ром и локал вайн». Ну ок. Ребята предупредили, тогда будет «маленькое пати».

Разлили в наши кружки. Понюхал. В этом вине кроме бутылки от рома, все было локальным: мутный цвет, несколько сантиметров окаменелой пены, непонятный осадок и жуткий запах. Не было только алкоголя. Напиток между собой мы назвали «протухшей медовухой».

Ну ок. Дипломатично похвалили. У нас была бутылка колы (купленная ради самой пластиковой бутылки – для воды). Но колу все равно надо допить. У вас Ром – будет Ром и Кола. Мечта…

В этот момент Цри как молодой категорический заявил
– Только я не пью.
– Ну ок. Я же тоже не пью. У нас Кирилл будет.

Цри взял блюдце размером с миску и налил из бутылки.
– Ты же не пьешь?
– Не пью.
– О! Наверное ты угостить лошадь хочешь. Как благородно.

Но нет. Цри отпил.
– Ты же не пьешь?
– Не пью – пробую.
– Ну ок. Я также не пью.
– Курить можно? –  Спросил ТаЦри после распитого.
– Нет! Курить на улице!

Диалог звучал уж больно по-русски. Ребята вышли. И затихло… Действительно – «маленькое пати». Мне кажется, это была сцена «как много общего между русскими и тибетскими культурами»

Поставил будильник. Тот ответил, что до подъёма спать осталось 11 часов. Через 15 минут через свою дверь вернулись ребята. Дверь не закрыли и поманили внутрь двух девушек. Следом – 2х бабушек. Вот уж «кузнец не нужен». Каждая женщина зашла со своим чайником. Каждая женщина в наши чашки налила из чайника.

– Это традиция! Надо за знакомство пить три раза!
– Я же не пью!
– Традиция.
– Ну хорошо – я отопью три раза. –  все хором считали как я отпил три глоточка. И долили снова до верху. –  Стоп! Я же три раза пил!
– три раза до дна! А зачем же доливали? Без остановки же надо…

Мне кажется – общего между культур стало очевидным еще больше. В комнатку стали заходить местные парни. Тоже с чайниками бражки и «доливали» друг-другу. О чем-то говорили… Кирилл со словами, «пропадай аккумулятор» включил музыку на айфоне. Так случилось тибетское караоке. Перешедшее в хоровод. Когда я вначале подумал на первый дом что это «клуб», я ошибся – клуб явно тут. Подходили новые и новые гости. Один пришел не с чайником, а с щенком.

В гостях у сказки

Я вспомнил сюжет «репки», после дедки, бабки, внучки и собачки – ждал кошку и мышку. В хороводе уже было 10 человек. На село из 10 жилых домов.

Тибетский хоровод

Кирилл как диджей менял инструментал на телефоне. Местным нравилось. Хоть они совершенно не попадали в музыку. Надо нам петь в ответ. Но Интернета нет. И способностей у нас тоже нет.  Вспомнил британскую книжку. Надо. Надо было готовиться. Пока же Кирилл держался за двоих!

Определение репертуара

Поискал что есть в моем плей-листе. Грянул: «Здесь вам не равнина – здесь климат иной…» – это был провал в выступлении. Нерв Высоцкого не заинтересовал публику. Ну ладно! Завыл уже без караоке – «Ой мороз-мороз не морозь меня, Моего коня белогривого, У меня жена ох ревнивая…»… слог перешел в их завывания… Вот – культура! И проблемы общие народов. Настоящая этнографическая экспедиция.

Но пора было всех выгонять. От репки остался только щенок – греть Кирилла. Через какое-то время один пьяный местный зашел в домик: искал щенка. Но тот был надежно спрятан в спальнике.

Продолжение тут: http://travels.alexwe.ru/gorichen3/

This entry was posted in Без рубрики, Индия, Путешествия. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *