Вверх и вниз по Аруначалу

предыдущее: …тут… http://travels.alexwe.ru/gorichen3/

До утра волшебник так и не прилетел. Мы неспешно покинули неожиданное прибежище. По традиции сверимся с путеводителем:

… мы спустились через Панг Ла в долину реки Сангти. по дороге нам попалось несколько пастухов, которые отходили от своей базы в Потоке. Спускаемся через лес и поднимаемся в долину. на правом берегу реки Сангти мы обосновались в Потоке: прекрасный кемпинг в цветах поздней осени. Лагерь расположен между двумя ручьями, один из которых тек от перевала Чхе Ла, а другой с озера Дхончан Цо. Этот место станет нашим лагерем на ближайшие несколько дней.

Получается, мы еще не дошли до опорной точки. Не выполнили план нашего тренера – ТаЦри. Будем нагонять. Только там мы не планируем встать на несколько дней. Несмотря на прекрасное расположение и на погоду. А тут, в настоящих Гималаях погода была прекрасная – дули ветра, разгоняя тучи. Снег неожиданно кончился – не только в воздухе, но и на земле: травкой кормились дикие лошади. Вообще, как обещал путеводитель – рельеф стал обычным горным, идти стало легко и понятно. По фотографиям не отличить от Кавказа или Памира. Нам надо было выйти на перевал Цхе-Ла. По пути, судя по спутниковым снимкам будет большое озеро. Прям под перевалом. Размышлял: искупаться ли? (Читай – быстро окунуться). Почему сомневался? Потому что холодно. Но хочется. Но не получилось: озера не оказалось. Несмотря на яркое солнце и сухую погоду, вместо озера было большое поле снега. Ну ладно, идем вверх. Вот он – перевал. «Дальше все время вниз, и только перед Маго должен быть небольшой подъем» – пообещал я Кириллу.

… от Чхе-Ла тропа спускается к Лап и далее к Маго. Традиционная тропа для базового лагеря Горичен проходит от Джанга через Маго в Чокерсам. Но мы решили не идти по ней, наслаждаясь видами ущелья на протяжении всего маршрута. Был уже конец октября, и выпал первый снег. Мы вернулись на ночь в Поток…

Ага, похоже тут наши дороги расходятся. ТаЦри произносил «Лап» – так что нам придется спускаться по этой тропе. Внизу, на другой стороне ущелья рассмотрел гигантский круг. Что это за мегалитическое сооружение? Присмотрелся. В центре белеют две палочки | |. Да это похоже вертолетная площадка! Обнесенная камнями! Вот ведь фантазёры!

В самой же расщелине я разглядел крыши! Еще один лагерь! Сюрприз… Спустились. Нас никто не расстрелял и не задержал. Нам повезло, что он тоже был законсервирован на зиму. Поэтому продолжили движение в сторону таинственного «Лап».

Признаюсь, я и сейчас не знаю где это. И что это. Видимо очередная «деревня», но у монпа нет традиции подписывать свои развалины. Поэтому просто поставили палатку там где меньше всего дуло. Наконец-то все привычно. Есть вода, камни, горы и солнце! Так и в минус десять – спать теплее.

Следующий день мне описывать сложно – слишком красиво. Настолько, что в фотоаппарате потратилось две карточки памяти. Сложно сейчас отбирать фотографии – слишком много. Но несколько фрагментов.

Ущелье делится на два слоя. Верхний «альпийский»: лишь незначительные кусты, а так горы и трава. На одной из гор заметил большие каменюги. Которые начали двигаться вниз. Нет – не землетрясение – а табун яков! Им так скучно жить одним в этом мире, что всей толпой ринулись «пообщаться». Я тоже с удовольствием бы пообщался, но бежали они все быстрее и становилось страшно. В общем, никто не пострадал, но мне было их жаль – пробежать километр, потратив столь ценные тут калории просто так, чтобы показать свою милоту… мне было нечем их побаловать в ответ. Периодически встречались меньшие группы яков. Спокойные, медитативные, почти неподвижные. Казалось – ты в другом мире. Но было совершенно не понятно, как наладить контакт с этими «инопланетянами»?

Встретился еще один военный лагерь: его палатки-ангары смотрелись как космическая база на Марсе. И такой же пустынный как Марс.

Тропа на протяжении всего ущелья – от лагеря с гигантской вертолетной площадкой до последнего перевала перед Маго, выложено камнями. Нет, ты не идешь по брусчатке, но справа и слева лежат камни. Ровно через метр. Это явно работа солдат. Надо их научить и траву красить. А то, она зимой тут жухлая.

После лагеря днище ущелья образовывало гигантсткую «ступеньку» и мы оказались в горной тайге. Тропа стала узкой. На дороге стали возникать пробки. Нет, не из машин. Даже не из людей. Толпы встречных яков. Я влюбился в эти самходные тушки. Теперь для меня – это символ медитативного состояния. Если бараны – видно что тупы. Козы тоже, знаете-ли как дуры, то яки – в  мордах, в глазах – читалась «медитация нон-стоп». Им все нравилось. Они всем нравились. Ну просто Ламы, постигшие дзен. Никого не хотели тревожить. Правда и мне не хотелось тревожить их. Как люди умудряются на них возить грузы? Мне даже подойти страшно, несмотря на их деликатность и доброту… В общем, толпа яков на узкой тропе неизменно вызывала трудности. Они стеснительно оглядывались – не зная куда уйти с наших глаз, чтобы не создавать своими тушами неудобства иностранным гостям. Мы тоже не знали куда уйти (кусты внезапно становились колючими и несгибаемыми). Так, в перестановках как в пятнашки – мы пробирались вперед.

Однажды, на меня побежал один крупный самец. Выглядело это как на корриде. Это я не просто вспоминаю, а просматриваю фотографии – вся серия оказалась смазанной: видимо я убегал и одновременно «отстреливался». Лишь когда я забрался на высокую кочку, удовлетворенный буйвол стал купаться в пыли, мол – «ладно, теперь фотографируй меня».

Несмотря на испуг, яки явно не дикие. Все мило украшены серьгами и прочей бижутерией. Но хозяев видимо они не увидят до весны. Продолжайте медитировать, друзья!

Интересно, что там тем временем у путеводителей?

… с Пошинг-ла, который нам пришлось пересечь за спиной нам, нам быстро пришлось принять решение вернуться, так как мы были предупреждены гидом, что слишком много снега на перевале помешает лошадям пересечь его снова.  Таким образом, в течение следующих двух дней мы пересекли Пошинг-Ла до Чанлы и добрались до Тунгри. Из Тунгри мы следовали по заброшенной армейской дороге и марш-броском в 18 км достигли Чандера (2800 м). Это был маленькая и примитивная деревня, но с лучшим видом за весь трейл. Утро 28 октября 2003го года было ясным и безоблачным. Волшебно!  крестьяне занимались своей обычной работой, пастухи шли по направлению к лесу, козы паслись вокруг и в лесу. фоном был весь горный хребет тавангского тракта с далеким Кангто, возвышающимся над всеми остальными вершинами. 

Надеюсь Цри не попал в Чандер. А вот нам надо было попасть в Маго. Окончание миссии виделось как «прийти и сдаться». Чтобы не было потом проблем у ребят. Мы изначально рассудили: если какие-то русские выйдут из точки А и не попадут в точку Б, то будут вопросы. Или даже обиды. При этом, зная индусов, мы догадывались, что про русских будут знать не только в точке А. И что они не будут обеспечивать нам безопасность в пути, а терпеливо будут ждать нас в Маго. Зачем бегать и искать людей, если они сами к тебе придут? А тут уж надавать им по шапкам. То что мы будем в шапках, думаю сомнений не вызывало. Как и то, что отсутствие голов для шапок в точке Б – не обрадует пограничников. На крайний случай – мы могли вернуться в точку А «побежденными». Но выйти из А и раствориться… Это гарантирует что второй группе русских спокойно и одним из точки А не уйти. Кириллу этих доводов было мало, поэтому был и второй аргумент за «сдаться»: на свежих снимках со спутника появилась дорога! Военных лагерей и вертолетных площадок не было, а дорога уже выросла. Так вот, логично, что после ареста нас необходимо депортировать (или наши трупы – вывезти). И логично это делать по новопроложенной дороге. Чтобы сдаться – проговорили «легенду». Обсудили взаимодействие: «я говорю – ты молчишь». Стер фотографии военных лагерей. Ну что же – впереди последний подъем… топаем… что-то долго топаем… отвыкли вверх… Кирилл напоминает, я обещал «маленький подъемчик». Что делать? Надо спешить – то скоро темнеть будет. Топаем… Уф. Виднеется перевал. И дом!
– Может тут заночуем?
– Да вид хороший! Но в Маго – люди. Магазин. Тепло… Побежали, а то фонарики надо будет доставать!

Вниз мы бежали стремительно, но долго. Чтобы понимали: перевал вверх – 300метров. А вниз – 600 метров непрерывно по склону. Я представил как Бейли шел тут вверх целый день. Такое начало может испортить все впечатление от тропы. Им домик наверху не помешает. А нас ждет цивилизация. Через полчаса вышли в поселок. Он выглядел действительно древним. Единственный признак цивилизации – это молитвенные алтари у каждого дома. Точнее материал. Все они были сложены из армейских ящиков от патронов 7.62. Наверное, тут живут очень интересные для этнографии люди!

Я бы даже сказал – специфические люди. Все попытки контакта протекали по одной схеме:
– Намасте! – тишина в ответ. – Скажите – где тут хомстей? – продолжают делать что-то свое, я для убедительности ладони складываю вместе, подкладываю под щеку. – спать тут где? – собеседники для надежности отворачиваются.

Вспомнил Ромину статью про синьцзянский концлагерь на 10 миллионов уйгуров. Неужто тут тоже расстреливают за контакт с иностранцами? Вопрос повис в ущелье. Никто не ответил. Игнор. Только собаки. Лаяли, когда мы пошли вверх.

Темнело. И холодало. На дороге заприметил, подкараулил и набросился на какого-то местного паренька. Вцепился за руку. Тот на хорошем английском возразил, мол по-английски не говорит, помочь не может, но не надо впадать в панику, просто идите за мной. Отвел к трактористу. Или бульдозеристу. Или экскаваторщику – я не понял. Главное – он не местный. Если с магошками наладить контакт оказалось также сложно как с инопланетными яками, то вот индус – как единственный человек среди туземцев. Уверенно сказал, что во всем этом районе есть только одно место где можно переночевать, над идти вверх километр. Не вопрос – проводит. По пути – многое рассказал:

Оказался не индус, а непалец. Зовут Биджи. Получает 15 тысяч в месяц. Послезавтра поедет в Таванг на праздник. Правда он работает не здесь, стройлагерь в 10км выше по дороге. А сегодня, в пятницу, пришел поесть мамошек в гости. Так что нам повезло, что начался викенд! Подошли к домику. Зашли. В одной комнатке, полной дыма семья – 4 человека. Двое уже разложились. Да, жить можно. Но нет – без разрешения пограничников – нельзя. Снова вышли на мороз. Биджи не расстроился:
– Это недалеко! 500м выше.

Выше был палаточный лагерь. Те самые домики, что я фотографировал в ущелье – с марсианской базы. Биджи уверенно пролез под шлагбаумом. Позаглядывал в разные палатки. Отловил какого-то местного солдатика, о чем-то с ним договорился и пригласил нас в домик: «Офицера пока нет, ждите тут. Всё будет хорошо». И ушел. Я протянул солдатику паспорта и прошел.

Палатка – это пластиковые полу-круглые секции на бетонном основании. В центре – буржуйка. Вокруг – четыре кровати, телевизор, тумбочка и металлический чан с водой. Нам принесли два стула. Сели. Нам принесли два стакана. Держа чашку вспомнил Незнайку на Луне:

– … если хочешь, попей с нами чайку. Эй, Мизинчик, – обратился он к коротышке, который был босиком. – Тащи-ка лишнюю кружку и начинай разливать чай. Сегодня твоя очередь.

Мизинчик быстро принёс полдесятка консервных банок, поставил их на стол, сколоченный из двух больших ящиков, потом снял с костра банку из-под томатов и принялся наливать из неё кипяток в консервные банки.

– Прошу к столу, – пригласил он, покончив с этим занятием.

Все уселись на ящики, которые заменяли здесь стулья. Скуперфильд тоже сел. Увидев, что все взяли консервные банки и принялись прихлёбывать из них, Скуперфильд тоже взял банку и, хлебнув из неё, обнаружил, что там был не чай, а простой кипяток.

– Где же чай? – спросил с недоумением он.

– Вот это и есть чай, – объяснил Мизинчик. – Он, правда, без чая, но это такой чай без чая. Теперь мода такая.

– Гм! – проворчал Скуперфильд. – Ну, чай – это действительно предрассудок! Шут с ним! От него организму всё равно нет никакой пользы. Но где же сахар?

Этот вопрос вызвал новый взрыв смеха.

– Извини, братец, сахару у нас тоже нет. И купить не на что. Мы уже давно пьём чай без сахару.

– Какая же польза простую воду хлестать? – угрюмо проворчал Скуперфильд.

– Э, не говори так, братец, есть польза. Вот ты за ночь, к примеру, промёрз, организм твой остыл. Надо ему согреться. А как? Вот ты горячей водички попей, горячая водичка растечётся по всем твоим жилочкам, организму сразу станет теплей. Да и в желудке будет не пусто. Вода тоже полезна.

– Ведро воды заменяет стакан сметаны, – вставил Мизинчик. – Науке это давно известно.

Мне никто этого не объяснял. Видимо тибетцам эти свойства кипятка – давно известны.

В телевизоре молодой Джеки Чан добивался благосклонности старого учителя. Джеки чан оказался очень похож на монпальцев, вот только он много улыбался. Охранники попеременно менялись перед телевизором. Я понял, что такие фильмы – оптимальные для тибецев! Свои лица, похожая культура, и все понятно без языка.

Четвертый зашедший оказался не охранником, а наконец-то офицером. Звали его Капель. Общение с ним походило на игру в дурака. При этом у меня на руках вначале была почти полная колода карт:

Положил перед ним паспорта, копии паспортов. Сверху пермит. Потом отдал дневник, карту. Выложил телефон с фотографиями с маршрута (фотоаппарат я спрятал на дно рюкзака). Показал маршрут на GPS треке. На руках ничего не осталось. Козырей больше не было. А он все не сдавался:
– Зачем вы сюда?
– Мы любители шахмат. Индия – родина шахмат.
– Так играйте дома. Или в тепле на океане.
– Нет, мы любители великой шахматной партии. Про подполковника Бейли слышали?
– Да-да. Знаем. Но зачем вы сюда в такой холод?
– Понимаете, в России – это самое «мертвое время».
– В смысле все умирают от холода?
– В смысле умирают от скуки: в январе никто не работает. Раскачиваются только под середину февраля.

Кирилл все время уверенно кивал. Я не знаю почему, но на этой стадии диалога все допросчики успокаивались… А мне пришлось сыграть «в дурака» на следующий день – еще 3 раза.

Оставив мои козыри при себе, Капель повел нас назад. К деду. Все уже спали в той же комнате: Мама-Папа-2 дочки (папу буду звать «Дедом»)

Под арестом

Дед выбрался из под одеяла. Где же еще и мы тут поместимся? Но нет, нас отвели в большой дом напротив. Крыльцо, большая прихожая, 3 комнаты, кухня, туалет. Это я уже потом осмотрелся. А сейчас – в одной комнате чем-то воняло, поэтому нас разместили в соседней.

– А где дрова для печи? А то тут холодно. – попросил я сопровождающего в роли переводчика Капеля.
– Заем вам тепло? У вас же есть спальники.
– А еду нам могут приготовить?
– Зачем? У вас же газ!
– А у вас водопровод? Кстати, где нам воду взять?

Дочка деда, чистый – эмо-гёрл. Совершенно недовольная чем либо принесла ведро воды. Эту – можно пить пробурчала она. Вообще, она хорошо говорила по английски. Но явно не хотела, прям заподло будто. На завтра я убедился – общаться с нами могла только эта специальная семья. Ну и индусские солдаты, конечно.

Ночью было холодно. Но нам – привычно. Из непривычного – здоровый арсенал банок пива у Кирилла.

С утра интереснее было рассматривать все из окошка. Все же теплее, пока не выглянуло солнце. А вид был прекрасный. Ощущение, что ты в Куршавелле. Видимо просто не проснулся еще.

Снизу проехал самосвал груженный тибетцами. Следом еще один. Прошла пара женщин – с рюкзаками. Они болтали и одновременно вязали! Да! Они шли по раздолбанной горной дороге, несли рюкзаки, что-то обсуждали и вязали крючком. Не глазели под ноги, а методично ковыряли нитки.

Мы же выбрались на разведку. Ушли, правда недалеко, в 30 метрах от домика была купель. От купели шел пар. Крещение уже прошло, но не окунуться я не мог. Правда и не смог. Вода была настолько горячая, что пришлось привыкать, прежде чем сделать шаг внутрь. Потом еще один. И еще. Спустившись на 4 ступеньки можно было лечь в воде. Почти кипяток. Я не мог ополоснуть волосы под втекающей трубой воды – настолько горячей. Пахнущей сероводородом. По секретным данным, в аду людей варят с таким же серным ароматом. Но это место определенно был местный Рай! Это… это как после лыжного похода окунуться в Паратуньки на Камчатке. Или через месяц под рюкзаком попасть в долину Гейзеров. Чудо. Про это меня не предупреждали.

Попеременно начали подходить группы военных. Все беседы проходили по вчерашней схеме: Кто? Зачем? Но почему?! Смотрели фотки на телефоне, делали фотки на телефон. Делали селфи с нами. Мы при этом даже не вылезали из купели! Мой список контактов заметно расширился:

  • Капель – особист
  • Сушил – командир заставы Маго
  • Акалеш – помошник командира
  • Арджуна Рам – лашпидон

– Что значит лашпидон? Спросил я диктующего мне Кирилла.
– Обычный лашпидон. Он нам не нужен.

Наверное так. Но он единственный задал неожиданный вопрос:

– Are you tourists or adventures? (Вы туристы или адвантеристы?). – я задумался. Мы точно не адвентисты. Но Кирилл навидался тут ада. А я точно не хочу считать себя чемоданным туристом.
– Авантюристы! – гордо заключили мы. Лашпидон довольно закивал.

К купели подошел Капель. Улыбаясь поинтересовался – все ли хорошо? А я поинтересовался, он нас тут специально арестовал и прописал, чтобы мы могли порадоваться главному чуду?

– Скажи, вот почему ты всегда улыбаешься? Твои индусские солдаты всегда добры и веселы. Почему, вы – индийцы так притягательны, а местные – какие-то форменные уроды?
Капель же смеялся и улыбался:
– Они тоже индийцы!

Я трижды за этот день пытался докопаться до тайны. Но он трижды отвечал так политкорректно. Мне кажется это первая индийская мантра, которая не работает. Нет, Капель: «Это какие-то неправильные индийцы!»

Душевно и весело было в купели. А снаружи – минус. Так что, нарушая все предписания медицины (не более  15-20 минут в день), лишь через час без сил бежали домой греться после купели. Т.е. пока бежали – охлаждались. А потом – грелись. Смотря в окно.

На всех проходящих смотрели с надеждой – вдруг они нас отсюда увезут? Но на контакт никто не шел. А ведь даже у деда был пикап. Но, то что дело с ним всё плохо я понял, когда дедушка открыл капот, и поменял одеяло, которым укрывал двигатель. До весны эту штуку заводить он явно откажется. Еще один признак – отсутствие цепей. Остальные машины (кроме мотоцикла) – были закованы в цепи. Но необычно: все только на три колеса. Спросил у солдат: что за индийская экономия? Оказалось – индийская технология! Индийские водители столь виртуозны, что под ними колесо не требует цепи для большей маневренности по ямам. Вот такая рама-яма.

Дед захлопнул капот машины. Я же смог его хорошо разглядеть. Представьте Далай-Ламу который не бреет лысину: те же формы черепа, те же очки, глаза. Каждый местный приносил деду длинный шест. Через какое-то время дед превращал его в подобие новогодней елки: из области макушки-звездочки торчали ветки вперемешку с флажками. Каждый же солдат на дороге заходил к нему в домик за гостинцами. По пути на следующий сеанс купания, я заглянул во вторую комнату: склад! Как в супермаркете. Понятно, что им самим приходиться ютиться в одной комнатке. Как говорится, каждый народ достоин своего Далай-Ламы, даже который делал шаманские объекты и продавал пиво.

– Зачем эти веники? – спросил я не деда, а очередного офицера-индуса.
– Так завтра «Лошар» – у них новый год!

Ага – большой праздник видимо. И работать не будут. Хорошо. И воскресенье. Вот бы успеть в Таванг завтра. В монастырь! Спросил Капеля, как же все же нам уехать отсюда? Оказалось, что дорога – это 150км до Таванга. Но:
– … ехать нельзя, потому что дорога еще не достроена.
Я показал на грузовики:
– Но они же как-то сюда попали?
– Хорошо, можно по дороге доехать за день, если найдете машину, которая будет готова отвезти. Но я не рекомендую искать военную машину: она идет с тремя остановками (каждая на ночь. Итого – 4 дня).
– Быстрее пешком!
– К тому же, проходит дорога по самой границе. Поэтому могут ей пользоваться только военные.
– Но! В Маго же как-то появляется пиво? (я показал на банки Кирилла).
– Да, – подумал особист и решил: – да, дорогой могут пользоваться военные и жители Маго. Но вы же не жители Маго?
– Как же мы тогда отсюда выберемся? Не сидеть же нам вечно?
– Можно пешком. По тропе для мулов. Но я вас по ней не отпущу. – затем поразмыслил и добавил – Выпущу. Но только в 6 утра. Если хотите.
– Что такое?
– Они там строят новую дорогу 25 км. Взрывают склоны. Очень опасно! А в 6 утра – успеете проскочить.

Мне было не понятно, как мы проскочим 25км в 6 утра? Видимо главное было выскочить через кордон пограничников в Маго. А ведь еще завтра Новый Год – Лошар. К тому же главный праздник буддистов, значит все будут гулять и взрывов не будет. Так что безопасно уйдем от этих лошар.

Я недоумевал – зачем делать новую дорогу, если еще не достроили предыдущую. Видимо ради туристов. Которые тут бывают раз в 10 лет. Или же тут двусторонняя машина времени. Мы вот в далеком прошлом древней деревни Маго. А пиво в скором будущем, в котором уже достроили цивильную дорогу.

Кирилл же настаивал, мы должны узнать какое еще есть пиво в Маго. Напомнил, что я обещал магазин. Пошли вниз в деревню. Мне хотелось сфотографировать алтари из патронных ящиков. Но при приближении к деревне, выскочили индусы в форме и стали отчаянно размахивать руками. Это они приглашают? Или отгоняют? Вскоре спустился (хочется сказать околевший) Акалеш. И попросил не ходить в поселок. «Зачем вам магазин? У вас же дед есть». Понятно. Индусы хоть и улыбаются, но все же мы под арестом.

Так что мы пошли снова купаться в Капель. Вскоре пришло местное суровое семейство. Человек десять. Удивились голым белым. Стали стираться в сторонке (там для постирки специальные трубы с горячей водой).

Мы явно мешали. Они явно пришли не только ради постирки. Первыми не выдержали дети: два пацана прыгнули в купель. Поплескались с нами. Не выдержали девочки: кокетливо-неспеша спустились в ванну. Забеспокоились мамы. И вот уже нет свободных мест. Так что мужики втискивались уже с трудом. Ванна стала похожа на турецкие бани с Луи-де-Фюнесом из «большой прогулки». И что показательно: через десять минут, каждый из монпальцев в ванной начинал улыбаться и буквально светиться радостью и счастьем. Что же получается? Вся их хмурость – это спазм мышц мимики? Горы или привычка сделали  их такими суровыми, озлобленными и дикими? И только горячая вода – ключик к свободе?

Кирилл удивлялся:
– Мне кажется, Бог в какой-то момент сжалился. Посмотрел какую страну он создал. Понял насколько он облажался. Какие тут невыносимые условия создал, признал себе ошибки и решил исправиться. И поставил этот источник.
– Но как же остальным? Цри, ТаЦри, Лагамцам, женщине с двумя детьми из Тунгри? Они же никогда не попадут в этот оазис!
– Тем сильнее Бог и вера в него.

Мы оставили купаться нашу новую монпальскую семью и вернулись назад. Дед принес свои копья-веники в наш дом. Видимо решил защитить его усиленной магией. Я заодно оглядел дом. То что вчера воняло – оказалось яком. Возможно не одним. Но тонкие ошметки были развешенны по всей комнате – сушились. Среди остального хлама меня заинтересовал склад провизии. Мешки разных зерен.

Кирилл, отказывался есть нашу провизию – надоело. А в магазин нас не пустили. Т.к. нам почти не пришлось кормить погонщиков, оставался лишний газ. Поэтому он подбивал что-то приготовить из мешков. Проще всего показался рис. Досыпал все наши запасы сублиматов, кубики магги. Поставил вариться. И смотрел в окно.

Потянулись назад самосвалы, груженные тибетцами теперь поверх гор камней. Пришли и тётки обратно сверху. Подошли поболтать с семьей. Одна довязывала что-то. В руках одной была связанная шапка с крупной надписью NIKE! Это она, не просто чтобы время не терять, но и с двойной пользой провела день. Не то что мы. Хотя, как это можно считать тратой времени?! Варку

Кирилл же рассматривал свои банки пива. Закуски, коей был наверняка переполнен недоступный магазин, не было. «Давай сделаем попкорн и пойдем в купель». Попкорн. Под пиво. Представил картину в горячих ваннах. Да, надо делать. Нашли кастрюлю. Нашли пару мешков кукурузы. Среди мусора стояло несколько канистр а-ля моторного масла. На дне что-то тягучее. Поковыряли: потекло. Но не понять – что? Ладно, разогрели в кастрюле – запах живой. Можно засыпать зерна. Накрыли. Все затихло. Через 3 минуты: чпок-чпок! Процесс пошел! Будет нам ведро попкорна! Но… все снова затихло. Заглянул в горшочек. Несколько попкорин и все… Это какие-то неправильные пчелы! Подождали еще пять минут. Тишина. Только масло фырчит. Набрал десяток попкорин. Съели, даже в купель не пошли. Залил кастрюлю водой, засыпал кукурузу. Сварим так!

В экспериментах прошел час. Попробовал рис. Хм. Хрустит и только. Явно не готово. Похоже, варить придется долго. Газа не хватит. Пошли к деду, раздобыли дров для печки. Самое время разобраться в индийских буржуйках. Конструкция –  как столб поддерживающий крышу, очень похожа на столб: основание, печка, труба – почти монолит. Сбоку желоб для дров и металлический чехол поверх. Рядом с трубой – плитка. Нет, на ней воду не скипятить, но чайник будет всегда теплым. Это тут важно: будет кипяток – гостям налить. Пора обедать. Переставил кукурузу на печку – пусть варится, попробовал рис. Камни и песок! В общем, ужином мы накормили ближайших яков. Какой-то тут плохой рис. Как они его едят? Надежда на кукурузу. А мы пошли купаться снова.

Вернулись – кукуруза хрустит, но не жуется. Как они живут тут? Что они едят?

Уже ночью, в темноте купаясь «на прощанье», нас потревожил дед с неразговорчивой дочко-внучкой. Я догадался: они ведь каждый вечер старательно чистят купель. Несмотря на то, что туристов тут и не бывает. Спасибо вам! Попрощался. Предупредил, что завтра рано утром мы предпримем попытку покинуть их райское посольство в адской стране.

Продолжение тут: http://travels.alexwe.ru/gorichen5/

This entry was posted in Индия, Путешествия. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *