Почти конец…

предыдущее: …тут… http://travels.alexwe.ru/gorichen4/

В сторону цивилизации

Кукуруза не сгодилась и на ранний завтрак. Высыпал ее якам, отдал ключ от тюрьмы деду и в темноте мы пошли вниз. Около заставы нас уже встречал Сушел  – как всегда улыбающийся и счастливый. Вместе с двумя подчиненными взяли нас на караул и повели дальше. Сушел радостно фотографировал кажется каждый наш шаг. Прощальное селфи и все остались довольны: мы, что наконец-то снова свободны и идем в Джанг – это уже почти цивилизация, там ходят Сумо, они  –  что проблема наконец-то ушла.

Дорога в Джанг сейчас в воспоминаниях смотрится просто калейдоскопом отмечаний:

Вот только-только покинули индусов и первая развилка. Выбрали хорошую дорогу. За углом   – снова монпа. Суровые строители дороги. Без техники, кирками и лопатами они разгребали горную дорогу. Идти по ней было приятно. Так мы быстро пройдем 20 километров.

Вот дорога кончилась за поворотом. Снова тропа… Ну ладно…

Вот – снова дорога! И снова озлобленные на жизнь монпа. Намасте! Приветствую их.

Вот снова нет дороги. А вот и третий кусочек. А вот снова нет. И нет тропки. И только обрыв с двух сторон. Эх назад идти? Ну, друзья-монпа, куда же вы молчали-то?! Аки нелюди.

Вот мы все же на узкой тропе для мулов. Тесно, зато красота. Что еще сказать? Просто красиво. Прекрасная тропа. Лучше чем трястись в кузове самосвала с камнями.

Вот – снова кусочек дороги! Как так? Мы прошли 5 км по узкой тропе, а теперь – 50 метров дороги.

Вот бегут навстречу монпа. Я обернулся к Кириллу:
– Постой, к нам бегут местные. Вдруг мы все же не там пописали?
И тут БАБАХ! Взрыв! Кирилл от неожиданности бросил пиво.
– А… понятно: это они бежали не к нам, а просто прочь.

Вот, вкраплений дороги в тропу стало больше. Как и взрывов. Но и дорога и взрывы по-прежнему были как сюрпризы. Так я и не понял идеи этих строителей странной, точечной технологии.

Вот дизель-генератор для отбойного молотка: здоровый прицеп! Кирилл недоумевает: как они его сюда протащили?! Вертолетом не принести. По тропе не провести. А колеса как новые! Этих загадочных зверей мы встретили еще много. А вот работающих отбойников – нет. Все шпуры долбились вручную.

Вот – местные жгут костер: греются. А вокруг костра здоровые ящики с динамитом. Бесстрашие и отвага!

Вот… дорога! Не 50 метров, не 100… да! Кажется дальше будет дорога все время. Как я понял? Нас ждали яки. А уж они – не дураки по тропам таскаться. К тому же на дороге следы автомобилей. Но машин нет.

Вот еще кордон. А вот еще застава. Послал внаглую пограничников и там и там. Отшивал военных простой мантрой: «Капель обещал что у нас проблем дальше не будет!». Сработало. Сказали – еще топать 20км

Вот дошли до ближайшего села. Там ну просто «Кавказцы»: все набросились: номера отдохнуть, ресторан покушать, магазин – сувениров купить. И это село на 4 дома! И все торговцы. И один автомобиль. Кушать можно. За деньги. А ехать нельзя. Даже за деньги. Обидно. Идем сами дальше. По дороге снова вспоминаю Лермонтова, как точно он описал не только местные жилища. А еще про монпа в сравнении с индусами предупреждал:

— Ведь этакий народ! — сказал он, — и хлеба по-русски назвать не умеет, а выучил: «Офицер, дай на водку!» Уж татары по мне лучше: те хоть непьющие…
— Жалкие люди! — сказал я штабс-капитану, указывая на наших грязных хозяев, которые молча на нас смотрели в каком-то остолбенении.
— Преглупый народ! — отвечал он. — Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образванию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!

Вот так мы прошли много поселков. Без машин – но были катки. Нет, асфальта не было, просто трамбовали ими землю. Из года в год. Так и мы докатились до Джанга.

Ищем машину в Таванг. Тут же гостеприимный повзрослевший Джеки Чан заманил нас в офис. Я думал ждать машину. Ан нет – ждать его шефа – местного КГБ-ника! Отдал им пермит (уже не жалко) и послал третью группу за день. На улице смелых ждала удача: наконец-то в проезжающем Сумо было 2 места. Водитель закинул рюкзаки на крышу. Едем в долгожданный Таванг. Впереди – два дня в громадном городе и втором монастыре.

Вишенка на Аруначал-Прадешском тортике – Таванг

Любовался закатом и иллюзией цивилизации. Кирилл в буккинге выбирал лучший отель.

Уже в кромешной тьме Сумо остановился в центре извилистого горного городка. Водитель сбросил с крыши рюкзаки. Сумо и пассажиры умчались дальше. Сцена напомнила какой-то мир дикого запада. Двое вышли из диллижанса, огляделись по сторонам и пошли к гостинице. К ближайшей неоновой вывеске. Не важно какое место букинга. Было темно и холодно.

Отдал пермит, отдал паспорта. Нам открыли комнату. Через минуту принесли китайский термос. Ага, тут это как хлеб с солью. Еще через минуту зашел хозяин отеля, по-хозяйски прошел в туалет и открыл все краны – наполнять ведра. Пояснил:

– запасайтесь водой. Ночью не будет. Почему? Трубы замерзнут!
– Когда будет?
– ну как… как отмерзнут на солнце – так и будет вода. – подумал. – в 10 утра будет.

На всякий случай попросил у него дополнительные одеяла.
– Зачем? – вы же русские.

Разговорились. Зовут: Правин Кумар Оказался индус. Но зачем-то женат на тибетке. Я попытался ему объяснить, что сибиряки – это не те кто не мерзнут, а те кто хорошо греются. Но для себя сделал вывод – индусы тоже не мерзлявые. Может им и не приходится жить при минус тридцать, но им приходится жить в тонких стенах, при холодной воде и отсутствии любых нагревателей. Кроме чайников и печек.

Ведь сегодня Лошар. Мы явно опаздали на праздник жизни. Но все же идем в ресторан. Трипадвизор, где тут лучший? Но не было ответа. В телефоне не было интернета. Во всем городе не было интернета. Продавщица ближайшего пивного магазина радостно проводила до ресторана. Где нас с порога угостили… да: термосом. Спасибо, мы уже напились. И все же – ужин был. Но в 19.15 нас стали деликатно выпроваживать. Ага. Уже закрываются. А что сидеть? Темно давно. Спать пора.

Вернулись в отель. В окне светился крупнейший в Индии монастырь. Еще раз посмотрел карту. 10-15км до Китая и Бутана. Забрались. В тупик цивилизации. С утра пойдем пошли исследовать. Стаи собак перелаивались всю ночь.

Результаты исследования тезисно:

Собаки спят весь день на солнце. Ночью видимо холодно спать. Хорошо хоть бубенчиками не звенят.

Оглядываюсь по сторонам: тут уже тибетцев не отличить от китайцев. Да и весь городок не отличить от Китая: одежда, обувь, ассортимент магазинов. В Индии – почти ничего китайского. А тут – половина вещей. Не отличить. Отличить можно только пограничников «Indo Tibetian border». Вот такой смелый индийский троллинг Китая.

Ладно, первым делом надо идти в Монастырь. Это оказалось ошибкой (правильный ответ: надо ехать). От проверенных людей получил подробную инструкцию на тибетском – как заказать шобден в монастыре, где в офисе спросить, сколько платить, чьи имена молить.

Зашли внутрь. Средневековый город. И также тихо. Лишь петухи и собаки. Нашел школу. Тут жизнь кипит. Но таблички: «не заходить, не спрашивать, не беспокоить». Идем вглубь. Монахи! Надо спрашивать. Хмурые лица. Никто не знает.
– Нет, офис не работает. Нет, сегодня не будет. Когда?… Завтра может.
Мы переглянулись с Кириллом:
– Завтра нас тут не будет!
– Ну, тогда не получится помолиться за вас – не возражал монах…

Заглянул в центральных храм. В ногах каких-то Будд лежали бутанские деньги 10 и 5 нгултрум. Очень захотелось себе. Ведь когда я сам попаду в Бутан? (для справки – виза в Бутан стоит 1000USD). Кирилл посоветовал: «Так замени по курсу.», но я не знал курс. И нет интернета. Положил 500 и 200. Вряд ли это дороже. Уже в Ассаме оказалось, что курс 10 бутанских – 11 руппи – примерно 1к1 – из меня плохой инвестор. Зато красивые картинки из жизни Будды в стиле Бориса Валеджио (ага с амазонками в бикини).

Вышли. Самый большой и самый пустой монастырь. Совсем не понятен смысл такого буддизма.

Средневековье. Люди в деревнях крутят барабаны ради монахов. Монастыри богатеют (нет и без моих валютных операций). Разве это путь к освобождению всех людей? Но пиар работает – тибетский буддизм в Европе считают самым прогрессивным. А мне, в тот момент казалось разводом дураков на Поле Чудес. Голосом Якубовича: «Крутите барабан!».

Мы шли обратно в город. А я пытался разобраться в феномене. Может у них просто брендинг религии хорошо сработал? флажки буддийские по всему миру висят. Добровольно! А не как принудительное оформление Москвы. И ведь нас радуют, и монахам в копилку карму нарабатывают. С крестом такого эффекта нет. Видишь крест – значит кто-то умер.

А нам надо покупать обратные билеты. Но… нет: Сумо нет. Однако, есть автобус! Тот что застрял на перевале. Но нет – автобус едет на 6 часов дольше. Мы лучше ускоримся.

В 5 утра очередной водитель закинул наши рюкзаки на крышу Сумо. Еще через 10 минут число белых в туристов городе сократилось до нуля.

… и обратно

Сумо бодро катилась вниз (надо успеть уйти подальше до пробок). Я неспешно размышлял об увиденном. Что же мне надумалось? Расскажу отдельно.

Окончание тут: http://travels.alexwe.ru/gorichen6/

This entry was posted in Индия, Путешествия. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *