Выводы про буддизм. Или «Кризис тибетского буддизма»

предыдущее: …тут… http://travels.alexwe.ru/gorichen5/

Не понравилось. А может быть просто 1 вырубленная сота телефонии так меняет отношение к городу. Или экскурсия в виртуальный – Китай (Бутан проиграл культурную войну. Единственное напоминание о границе с Бутаном  – несколько купюр).

Филиал Китая. Граница в этом месте закрыта наглухо: с 1962 года погранпереход не действует. Не думал что при этом в культурном плане тут будет Китай. И, если хотите увидеть Китай в Индии – проще съездить в Маджну Ка Тилла  – тибетская колония в Дели: там ты переходишь наземный переход и оказываешься в другой стране за 1 минуту. Эффект почти такой. Только гор нет. И шумно.

Зарешеченные алкошопы: пьют поголовно, курят массово (как я понял? Везде надписи «у нас не курят» – Показная борьба с курением, а кто не курят – рекомендуют снус-жевательный табак. Женщины что-то тащат на себе: сумки или ранцы или детопереноски. И всю нацию объединяют синие резиновые сапоги.

Горы кончились. Граница на выезд. Уже не нужно показывать пермит.  Добро пожаловать в настоящую Индию! И в другой мир.

Наверное это главная прелесть путешествий со времен шелкового пути. Перед глазами меняется мир. Вот уже снова: велосипеды, туктуки, трактора. Другие точечки на лбу и другая религия. Вертикальный мир сменился горизонтальным. Небо сменилось землёй. Совсем другая плотность интенсивность жизни.

Марко Поло тратил года чтобы попасть в другие страны, культуры цивилизации. В прошлом надо было ждать месяца пути, чтобы сменилось картинка: страна за страной. Современным же путешественникам доступна машина времени Садишься на сумо и через день ты в другом мире. Не просто «Другой мир», но явно мир прошлого. Радуйтесь машине времени модели «вперёд в прошлое».

Но в чем же отличие двух стран? Я видел горы в других районах Индии. Не в горах дело. Я слышал разные языки в Индии. Не в них дело. Но чем знаменит этот район: Монастырь. А значит религия… Да, я люблю размышлять о буддизме.

Размышления про местный буддизм.

БУДДИЗМ, а не просто какой-то культ или шаманизм, на минуточку – тут древние монастыри, родина одного из Далай-Лам, где-то тут  Гуру Ринпоче создал секретное убежище для всех Тибетцев и т.д.

Пройдя неделю по безлюдным горам (а я шел ни мало во второй по величине монастырь в мире!) пришел к тяжелому выводу: тибетский буддизм в глубокой жопе.

И да, у меня есть аргументы.

Буддизм – он же про страдания. Как измерить страдания? Для меня главный критерий – улыбки. Нет не американские. Нет не проколатые гиалуроновой кислотой, а светящиеся естественные. Нас не обманешь.

Так вот – Улыбаются в Тибетском Буддизме: Далай-Лама, Ламы, и поп-фигуры типа Мингьюра. И простые люди улыбаются – но больше им в ответ. А остальные?

С гор я вышел к селу монпа. Да там высота выше трех. Да там холодно и сурово. Но это же не повод игнорировать пришельцев. Отворачиваться от них, когда обращаются с простым вопросом: «где у вас можно переночевать?». С нами кажется добровольно разговаривали только собаки. Только лаем. А когда через два дня мы ушли из села… они строили новую дорогу. И ни одна сволочь из шести строителей не сказала: «слышь – это новая дорога пока тупик эй ты туда не ходи – там снег башка….» Ни одна.

Я думал что суровые человеконенавистники живут в уральских горах или глубинах сибирской тайги… нет. Даже те бы остановили нас. Указали бы верный путь прочь.

И мы вышли по той дороге. И уже в нижнем селении монпа стали продавать нам свои услуги «обеда» и «хорошие комнаты для ночлега». Где вы раньше были? Ждали покупателей?  Не думая ни о чем кроме денег. Я вспомнил приставал в Сочи. Нет и они человечнее.

А спроси их, гордо скажут – мы буддисты! На каждом повороте ступы крутятся. Везде флажки натянуты. А толку?

На следующий день после входа в верхнее село мы открыли для себя главную ценность места: «горячие источники». Действительно горячие. Как в долине гейзеров. Под 70 градусов. И это при том, что снаружи ночью минус десять. И мы там зависали весь день. Местное семейство не вытерпело ждать нашей слабости. Мы не вылезали. Они всей толпой залезли к нам. Вначале конечно дети. Потом отчаянные девушки. Следом мамы. А потом и остальные мужики. И вот… минут через 10-15, суровость лиц буквально растаяла: проступили улыбки. Скрываемые характером культуры и природы… Получается – что на лице то и в уме? А их лица, это бесконечный спазм? И чтобы мышцы отпустило нужна горячая вода? Моему тибетскому семейству повезло: они отмокли на часок-другой. А тысячам других? Им НИКОГДА не видать горячей воды.

Злые Монпа. Простит ли то что еще 40 лет назад резали глотки? По традиции каждый мужчина ходит с мачете. Многие с ружьями. Вырезали всех животных крупнее зайца. Казалось бы, при чем тут буддизм?

Зайду с другой стороны: что дал буддизм Индии? Удар по кастовой системе. Не хочешь быть неприкасаемым? Теперь ты буддист. Простой выход в сложной череде перерождений. Но равностность людей подхватил Ислам. И все кто отказывался от своей касты переходили в эту религию. Новые идеи Пустоты? Её адаптировала Адвайта-Веданта. И индуизм принял блудного Будду-сына в свой пантеон девятым аватаром Вишны. Монахов, которые за тебя тебя же освободят до Нирваны? Вначале индусам это нравилось. А потом, когда освободили только от денег – нет.

Что еще осталось? Тезис «весь мир страдание». Вот только это была не новость и до Будды. Он же вроде как дал рецепт как от страдания избавиться. Но рецепт забылся. А тот первый, главный тезис остался. И он очень соответствует быту и окружению тибетцев. Ибо они живут как в древности. Вот только мы далеко не в древности!

И если 2500 лет назад «все в мире страдание» – было очевидным даже Ватсону, то сейчас пожалуй только для тибетцев таковым и осталось. Попробуй жителя Кераллы в этом убедить. Да у него улыбка не сходит с губ! Даже во время своих маленьких трагедий. Еда есть. Тепло есть. Крыша? Да и без нее сухо пока что. Наверное 2500 лет назад было иначе. А сейчас – вот такое маленькое счастье. И тебе улыбнется и твоему «все есть страдания».

При Ашоке идея буддизма была популярна. Особенно в купе с армией Ашоки.

А потом…

  • Безкастовость – пришли мусульмане и отменили все касты.
  • Пустотность – Шанкара под лейблом адвайты вернул интеллектуалов к Ведам.
  • Бадхисатствовость – идея «мы будем молиться за тебя брат, а потом когда-нибудь просветлеем вместе» – развратила монастыри.

Эти три фактора стерли буддизм с карты Индии на тысячелетия. Жизнь не требовала страдания. В итоге паства мигрировала. Осталась только в таких дырах географии – где нет сомнений в страданиях.

А всего-то надо было точнее Будду переводить: Не «весь мир страдание» а «в мире все может быть страданием, но есть лекарство».

А пока Ламы улыбаются, народ же горбатится по копеечке сдают. Монастыри вверх растут. Для копилки хорошо. А что там до людей? Пусть платят. Чтобы в следующей жизни не стать собакой.

Похоже, формулировка «Первой Благородной Истины» – злая шутка Будды. Или переводчиков. Посмотрим внимательнее. Северная Индия – страна где проповедовал Будда – экстремально бедна, даже сейчас бедна, беднее только Непал. «Buddha was born in Nepal» – да. эти места родина Буддизма. Там он понятен. Там он прижился тогда. А вот – на богатом побережье юга? Ну не будет там Буддизма. А в Тибете буддизм понятен, как и в Бурятии, Туве, Калмыкии – беднейшие места нашей страны.

Для меня загадка – буддизм Шри Ланки. Там казалось бы все хорошо с жизнью. А буддисты. Одно объяснение, они в другой традиции, другие переводы текстов. Другая школа. Без Пустоты и Бодхисатв. Возможно..

И вторая загадка – популярность нынешняя Буддизма в наших Европах. Хотя, тут идею “все страдание” можно продать. На почве:
– Меня мама плохим словом в детстве назвала, у меня психотравма поэтому вся моя жизнь страдания.
– Девки в Тиндере меня игнорируют, зарплату не повышают – очевидно же все это страдания!

Нет, я передергиваю – но идея именно такая. Сложно, пожалуй, северным индусам о буддизме с европейцами говорить.

Но по-честному, европейцев не философия привлекает, а техники медитации. “То что работает и эффективно”. И обязательно то что модно… Европейцы не становятся буддистами, они становятся медитаторами час-утром час-вечером.

И какой прок от этих размышлений? Следите за цепочкой:

  • Вся жизнь страдание? Но его нет сейчас!
  • Ну… оно бывает, но не всегда. Значит есть шанс освободиться от страданий сейчас, при жизни.
  • А кто сказал, что Будда обещал освобождение лишь после жизни? Счастье не за Гималайскими горами, не в Тибете.
  • Значит Нирвана – это не где, и даже не когда, а “как?”.

Этот вопрос – явный путь к нирване

Начать сначала: http://travels.alexwe.ru/gorichen1/

This entry was posted in Индия, Путешествия. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *