Паломничество как форма отпуска (или в погоне за “вибрациями”).

Рекомендую читая этот текст включить
трек: «
Ta.Tu. na Pluke»
каждая реплика, фраза, звук будет напоминать
какой-то эпизод этого приключения.

Лично я представлял Пилигримство чем-то безумным и опасным. Обязательно виделось как люди шли к святым местам – и гибли. Хоть в 11м веке Христиане в Палестину, хоть Тибетцы в 21м.
Я ждал трудностей и лишений. Но совсем не категории: «ой! Только одна кабинка в туалете на всех!» Или «опять рис?! Да Сколько же можно?» или «Три человека в одной комнате? И нет горячей воды?!»

Мне повезло. У меня была правильная «премедикация».

  • Вначале Гоа – с «все что хотите», и теплое море по умолчанию.
  • затем курс Випассаны – отдельная комната с душем-туалетом. Отдельная келья для медитации. Разнообразный выбор еды.
  • Паломничество, где за тобой бегают служащие и стараются предугадать твои желания и всегда помочь
  • А потом – для сравнения – Ашрам, где уже совсем «хардкор» – и с холодными ночевками и ледяной водой и медитациями с 4х утра и скудным рационом и регулярными трудовыми практиками метлой. Так что тут можно с удовольствием вспомнить само паломничество.

Вообще, все пройденные объекты можно разделить на следующие категории:

Важно понимать про Буддийские святыни. В историческом контексте. Кратко-тезисно:

  • 5й век до нашей эры. Будда есть. Будда жив! (Или недавно был жив) – вот вроде все паломничество ради этой точки. Но… Будда наделал тысячи Арахантов, и все они следом за Буддой ушли в Нирвану. Делать новых освобожденных стало некому. А по песням и стихам – это совсем не тоже самое что непосредственно от Светлейшего. Поэтому дальше развитие буддизма приостановилось.
  • 3й век до нашей эры. Ашока, отформатировав на низком уровне окружавшие царства, вдарился в буддизм, и в традициях прошлого опыта форматирования «научил всех любить Будду». Понатыкал как геотеги везде свои колоны – отмечая успехи в распространении буддизма. Крутой мужик был. Начался расцвет Буддизма. Буддисты Ашоку за это любят.
    Ашока везде тыкает свои колоны (со Львами держащими колесо Дхармы)
    Что интересно, помимо буддистов у Ашоки оказался в недавней современности еще один фанат: Джавахарлал Неру (который Нюру, ну это – того). И как результат у Индии герб – львы эпохи расцвета буддизма. И флаг с колесом Будды.
    Но идем дальше
  • 5й – 7й век нашей эры. Буддизму по инерции колеса Ашоки движется вперед легко: монастыри цветут. Умные люди медитируют. Народ же простой (читай глупый) не понимает – зачем их детей в монастыри забирают? Но молчат. В смысле наоборот, продолжают тупо молиться, вместо того чтобы медитировать. Зато индуизм проникся успехами то ли Ашоки то ли Будды и сделал его «еще одним богом» (Будду). Вскоре на Индийскую землю пришли китайские путешественники, и записали что и как тут у этих буддистов происходит. Они тоже были буддисты. Но с китайским колоритом.
    Но это важный этап, потому что наконец-то кто-то что-то записал. Подробно, да еще и со стороны.
  • 8й век. Параллельно Буддизм из Индии перебрался за бугор (Гималайский хребет), где его тибетцы и прочие Махаямы пересмотрели. И вовремя, потому что в Индии Буддизму настало Ничто: (1) окончательная интеграция Будды в Индуистский канон + (2) нелюбовь быдла к монастырским + (3) да здравствует Ислам. Выпили всех монастырских короче. Супер-комбо.
  • 11й век. Но Тибетцы решили, что мало просто молиться, надо еще и на святые места ходить. Это мол, полезная практика. И ну давай ходить… и молиться там. А где там? Там, где свои просветленные геоточку воткнут. И совсем не там, где колона Ашоки. Что им до него? Им сам Будда на ухо шепчет.
  • Много веков ходили – как настоящие пилигримы – с приключениями. И не всегда доходили. А иногда для простоты открывали «филиал святого места, но поближе» и туда ходили. В общем – разнообразно проходили века. Пока…
  • 19й век. Оккупация Индии Британией дала-таки просветительский эффект. Сэр (в последствии) Александр – зачитался книжками китайских путешественников 7-8го веков, и решил найти-таки святые места. Интересно же. Археолог как никак. Ученый. А не варвар.
    И нашел! Ловко. Быстро. Эффективно. Без сонара и металлоискателя. Но со скандалом. Оказалось – почти тысячу лет буддисты молятся не там где надо! Буддисты сказали «Упс». И стали ходить к новым местам. Спасибо теперь уже Сэру.
  • 20й век. Англичане-таки свалили из Индии (стараниями в том числе того Джавахарлала, который Нюру того.) но при этом накромсали границы так, чтобы их запомнили навсегда – по рекам крови и ненависти полноводнее Ганги (самое страшное оскорбление в Индии, например: «иди в Пакистан». Не знаю, где это место на анатомическом атласе). Так что теперь снова начали делать филиалы старых-новых мест.

Но мы-то отправимся к тем самым тру-местам, которые после «Упс» остались. Зачем? Улавливать и пытаться почувствовать «те самые вибрации». Итак, поехали.

Категории объектов паломничества (7 видов «вибраций мест»):

  • Раскопки – это когда индусы что-то обложили кирпичами «вверх» – т.е. нарастили стены, дорожки. При этом, они и сейчас кирпичи вручную делают, так что сделать «старо» – не проблема. И то что сделали без проблем, через 10 лет снова надо менять. Так кладка становится хаотично-мозаистой: старо-новые кирпичи чередуются с совсем новыми. Но все прочно объединяет бетон. Достижение 20го века.
  • Пещерки-скалы – которые патриархи выбирали для своих практик
  • Просто ступочки – разная степень сохранности каменных кладок. При этом, старое регулярно обкладывали. Так что – все что видим выглядит как современная старина. Что действительно было «когда-то» – см ступу лошади Будды в Капилавасту-1.
  • Новоделы (ступы, Храмы) – что-то новое (не маскируют под старину) выдаваемое под важное и вибрирующее
  • Диснейленд – Скопления чего-то нового, с просветительски-фотографическими целями.
  • Центры Випассаны – в Индии центры совсем другие.
  • Ботанический сад Друидов – медитации под деревьями Бодхи (для зануд-ботаников: под фикусом)

Такова раеальность. А что вы хотите? Мы же едем на места дел давно минувших (аж 2500 лет назад). На деле же, увы, вся историчность – как правило 6-7й век нашей эры. Что делать – Сэр Александр Каннингем отыскал ровно то что китайские товарищи описали. А они описали то что видели. Документалисты. А уж на каких местах в 7м веке стояли монастыри – вопрос. Как по несколько раз меняли точки см. выше.

Итак, открываю карту и вспоминаю уже свои геотеги.

Вайшали. Тут Будда уговорился приравнять женщин к людям.

  1. Новодел-ступа (категория). Беленькая аккуратненькая. Как русская печь в музее, только на улице
  2. Китайский женский монастырь (пропустил, не знаю)
  3. Парк со ступой – категория «раскопки». Сидим медитируем на травке на рассвете. Фотки хорошие, медитация – кто себя убедил в этом, у того тоже хорошая. Остальные благодарны дежурному, который остановил процесс на 10 минут раньше плана: «да тут такой дубак, вы же все замерзли!» – и правда холодно.
  4. Центр медитации Вайшали – скромно, но без души. А вот лесенка ведшая на крышу здания открыла площадку для идеальной медитации: солнышко и вид на много километров вдаль. Однозначно стоящее место!

Едем дальше. Пересекаем Гангу (вода только на 10 процентах от всей ширины русла. Машины едут по наземной переправе, чтобы не стоять очередь на мост– стал беспокоиться, что в Варанаси не покатаемся на лодочке).

Раджгир. Тут было много классного: от медитаций Будды до просветления Ананды и Первого собора. На канатной дороге поднимаемся к:

  1. Ступе-новоделу (категория). Помимо побелки – хороший вид.
  2. Японский храм. Новодел. Но медитативно стучит барабан. Можно положить денежку в копилку и взять конфетку у барабанщика. Но нельзя фотографировать.
    Действо вводит в транс.
    Запомнилось снаружи дерево – весь ствол – изранен забитыми до упора монетками. Видимо, чтобы вернуться. К мертвому дереву.
  3. Пещера (категория) Ананды. Он тут стремительно просветлел в последнюю минуту перед рассветом. Тут вообще много пещер. В каждой кто-то отметился.
  4. Скала (категория) Грифов. – любимое место медитации Будды. Действительно лучше, чем крыша випассана-центра Вайшали. И медитировать тут классно. Два раза.
  5. Пещера Первого Собора. Тут мы совсем залипли. Место магнетическое. Пришлось вернуться на ночевку сюда же. ДА и до гостиницы – 30 минут если по склону, а не в объезд на автобусе. Но, справедливости ради, когда сидели всей толпой – было конечно сильнее чем одному ночью с летучими мышами! Я когда пришел ночью – застал одного медитатора снаружи. Он удивился что я буду внутри медитировать. Может он и прав – снаружи открывался вид на десятки километров – огоньков светилось на земле больше чем звезд над ними.
  6. Если не лениться и поехать в сторону – то можно посетить раскопки (категория) университета Наланды. Запомнился музей (дешевый) и сам парк (запомнился тем что вход стоил 600р – самая дорогая медитация в моей жизни, однако!) А так… все по-прежнему – бетон, кирпичи разных поколений (этот сын лепил, этот отец, этот еще дед, во времена Джевахарлала), и ступа.
  7. Рядом музей того самого китайского путешественника, который оставил записи для археологов. Тихо медитировать там.
  8. А рядом с музеем – випассана-центр. Но как там внутри – не знаю. Не пустили внутрь.
  9. Может, потому что, жили мы на Джайнтской территории, где был свой мини-диснейленд в виде кукольного музея. Очень душевного, хоть и в стиле «наив». И джайнская служба в храме (новодел). С песнями-плясками. Я все время смотрел на их счастливого Бога. И мне тоже было счастливо.
  10. Парк подаренный Будде недоолигархом. Тут под не-Бодхи-деревом глубоко погрузились в медитацию.

Но надо ехать дальше. Впереди же как раз то самое дерево. Буддисты реально Друиды: Будда:

  1. Родился под деревом
  2. Просветлел под деревом
  3. Учил под деревьями
  4. Умер под деревом

Понятно, что самих деревьев не осталось, но дети-внуки-правнуки… много деревьев в общем. Итак,

Бодхгая. Главный город Буддизма.

  1. По пути заехали в черную пещеру (где Будда то ничего не ел, то ел даже экскременты. В общем самоистязал себя во имя просветления – но так можно было просветлеть только чтобы просвечиваться)
    Медитировать тут страшно. Зато в пристройке к самой пещере – душевно
  2. Идем по пути Будды из черной пещеры. Пересекли реку совсем без воды (шириной более 100 метров!). Теперь понятно, как он без сил добрался до дерева Бодхи.
    Тут ступа (категория) «Кира». Место, где девушка угостила его вкусным деликатесом. И он перестал быть аскетом. А встал «где-то посередине». И потерял последних друзей.
    Медитировалось нетерпеливо. Надо же спешить к тому самому дереву!
  3. Дерево. Оно же фикус. Под ним Будда медитировал «До упора» – т.е. поклялся не вставать пока не просветлеет. Хоть до этого, откушав Кира и поклялся себе, что не будет себя истязать голодом. Тут для меня противоречие. Но зато тут классно медитировать. Возможно, потому что два периметра охраны с рентгенами принудили всех оставить телефоны в гестхаусе.
    Люди! Телефоны и медитация не совместимы. Даже Будда так не делал!
    Я успел 4 раза посидеть по часу под деревом. Один раз даже птичка накакала за то, что место долго занимаю. Говорят, гарантия просветления в течении года.
  4. Вокруг дерева территория храма дерева Бодхи. Сам Храм – пристройка. Но не к дереву, а к внуку. Это явный Диснейленд. Но очень талантливый и прикольный. Полно аттракционов. Можно бросать монетки на колону (на удачу в концентрации), можно ходить кругами (не ада!), можно ползком (вот это уже ближе к аду). Можно смотреть на сотни ползающих. Или читать истории первых недель Будды. Он чудеса творил недалеко отходя от дерева.
    Зайдя в сам храм (третий периметр обысков) придумал анекдот про буддистов и для буддистов (понимать не обязательно):
    зашел в махабодхи а там ни души
    (в смысле, народу-то полно, но все буддисты и в курсе что души нет)
    Кстати, помимо построек в диснейленде еще и масса клоунов-аниматоров. Есть на кого посмотреть:
  • Европейский парень клеит девку во время простираний. Она еще через раз отжимается, а он так вообще забил – кофе пьет.
  • Хитрые медитируют в палатках прям на территории комплекса. Напомнило наших рыбаков зимой.
  • Китайцы надевают шапки-откомарники – накрывающие до ног.
  • У многих напалечные счетчики кругов: ни одного неучтенного круга, а то опоздаешь к Нирване,
  • Следят и за тобой: Нельзя делать ни шагу против часовой стрелки – заслуги человечества уменьшишь
  1. Ну а вокруг Храма, который вокруг дерева построено несколько десятков храмов. Каждая буддистская секта кажется вложилась в этот бизнес. Получается матрешка категорий паломнических мест:
    дерево, вокруг диснейленд, вокруг супермаркет: заходишь внутрь, прислушиваешься, чтобы выбрать какую секту взять себе (или самому отдаться ей): «Бодхгая рынок чтобы выбрать себе веру по Храму».
    Я же вышел из этого супермаркета с корзинкой полной пустоты.
    Уж лучше дерево, чем такая Бодхгая.
    Дерево бодхи – почувствуй себя друидом, а не буддистом!
  2. Особенно постарался храм в стиле московского Soho. Все блестит и дорохо. Видно, что если Шейхи-нефтяники утратят веру во Всевышнего, им дорога сюда.
  3. В Японском храме было динамичное шоу (а не монотонный барабан) и всего-то в два человека исполнялось. Но медитацию они устроили – от души! (хоть и звучит, словно они попарили нас в бане). Удивила акустика. Я-то думал эти японские постройки ни к чему негодные.
  4. Рядом с ним мини-диснейленд статуи Будды, сидящей в окружении 10 лучших учеников.
  5. С утра, отстояли очередь к реликвиям. Это храм Махабодхи (новодел) с рисунками стиля-наив. Только не про Джайнов, а про Будду.
  6. Если далеко отъехать от города – и даже долго идти пешком, то поднимешься к пещере Махакасапы – тут где-то в скале он ждет пятого Будду. Сели медитировать. И оказалось, что нас ждали дикие пчелы! Но они оказались правильными – никого не покусали.
  7. Вернемся в Бодхгаю. Справедливости ради… есть вкусные забегаловки, большие рынки, и в декабре январе размер толпы умножается на 10. Когда к Будде прибавляется Далай-Лама. Там целое футбольное поле для этого.
  8. На выезде из города – випассана-центр. Хоть и далеко от дерева, но медитировать тут прекрасно. Будете в Индии – пренепременно заходите!

А мы покидаем эти края. Впереди – Варанаси. Но по недоразумению, считается что важнее Сарнах. Это как считать Бутово важнее Москвы. Ну да ладно, Нах так Нах:

  1. Сюда окрыленный просветлением Будда пришел чтобы доказать своим утраченным друзьям что вместо того чтобы сыграть от аскезы в ящик, он прошел в ферзи.
    Короче начал учить. На этом месте тоже раскопки + ступа (категории). Медитировали.
  2. А снаружи –  еще один храм-новодел (филиал Бодхи) с реликвиями забетонированными в постамент (чтобы никто не проверил) и уже более качественными рисунками из жизни.
  3. А снаружи наруже-храма – филиал Диснейленда, со статуэтками ВСЕХ! Будд (не одного, не четырех, и не пятого держим в уме, а 29. Хоть и Будда в Алмазной сутре говорил, что Будд были миллиарды. Но хватит и 29.
  4. Недалеко есть новодел побольше – Статуя стоячего Будды и много-много фифгурок других лидеров движения. Даже китайский турист стоит.
  5. Напротив – музей со львами с герба и колесом: единственная кое-как почти полностью сохранившаяся колона Ашоки. Теперь я видел и реверс индийских монет, и флаг!
  6. Но рядом же Варанаси, сколько можно по музеям? А можно! На другой окраине есть остановка для медитации. Реально – просто три скамейки и столик в поле среди деревень. Тут якобы много-много-много тысяч лет назад родился ВТОРОЙ Будда. И наш Будда (четвертый) пришел сюда медитировать. Гид сказал, что место ооооочень сильное, но было это оооочень давно, и надо сидеть-медитировать час-два, тогда мооооожет что-то почувствуем. У нас же было только 10 минут. Так что сцена скорее напоминала «чо сидим? Трамвая ждем».
  7. А неподалеку, жил Кришнамурти. Разрушитель теософского ордена, критик медитаций (знал что это ничего не гарантирует) и вообще Адвайтист. Но тоже, был из наших. Хорошее место. С видом на Гангу. Где мимо видимо проплывали догорающие плоты с трупиками.
  8. Самое время окунуться в Гангу (три раза) под его окнами. И…
  9. Наконец-то Варанаси! Варанаси, скажу вам – very nice city!
    И не только, потому что тут сжигают людей (В смысле трупы). Это действительно, Город похожий на постАпокалипсис (хоть для меня еще и на фильм «Апокалипсис Сейчас», только это другая история), мне в этом городе нравится. Считаю, это Учебник НАЧИНАЮЩЕГО медитатора – тут столько разных состояний, и их легко почувствовать – все на высоких амплитудах.
    Просто смотреть в рот людям – которые живя в этом апокалипсисе сохраняют внутреннее сердце. (наверное, такие же были русские 50 лет назад). Вот тут надо медитировать на счастье. А когда совсем перекроет – Ходить на набережную. Где с очередного черепа сползает кожа. Да, оказалось – не простое дело сжечь тело до пепла (наверное, и фашисты удивились когда-то). И смотря как подносят новые носилки с трупом, размышлять, что и во времена Будды на этом же месте (и тут не нужны археологи) – происходило тоже самое. И теперь понятно про что он рассказывает в Саттипатхана-сутте.

Кушинагар – следующий на маршруте. Место отчаливания.

  1. Помедитировал в стопах (у него действительно было плоскостопие) скульптуры лежащего Будды (новодел).
  2. Раз уж я не сектант-буддист, то послушал Кобейна (он ушел ровно 25 лет назад, и я надеюсь, что тоже в Параниббану) напротив таблички Nirvana Temple. Такие минуты – БЕСЦЕННО.
  3. Радом с храмом им Курта Кобейна – тайский диснейленд (категория): ступа вокруг которой скульптуры с именами спонсоров выстроились в очередь (мне сразу вспомнился анекдот про ежиков), я пристроился крайним.
  4. И еще ступа (категория) на месте сжигания тела и разделения останков среди страждущих.
    Представляю, что там творилось 2,5 тыс лет назад.

Ах, пока мы едем в Непал, самое время про реликвии сказать. Сам Будда оставил следующие инструкции:

  1. Его сжечь, но не до конца.
  2. Просветленных, и не до конца – проставлять ступами.

Все. А себя, дорогие буддисты – хороните как хотите.

В итоге, Будду сожгли в масле (привет, Кушинагар). А кости остались (привет, Варанаси). И зубы. Один уперли в Шри-Ланку (Канди). Пепел дров которые старались во славу Будды – растащили на реликвии местные. А кусочки костей – «как-то» поделили на 8 частей и замуровали демоны в первоначальные ступы. Ашока, известный категоричностью в окончательном решении вопросов – 7 из них разнес в пух (видимо ради праха) – и поделил на мелкие части. По преданию – эти части и гуляют как реликвии. К ним еще добавляются аналогичные от других просветленных. И не до конца… В общем, так можно и до Православия Головного Мозга дойти. Если не спросить археологов: а что там с анализом ДНК? Кости же есть… Или хотя бы радиоуглеродного? Может хоть пепел? А нету. Зачем? Наше дело копать. Жить-то хочется.

Ок. Запомните:

Welcome to Nepal
Buddha was born in Nepal

И кстати, Будда не был буддистом – исторический факт. И другим не советовал.

Итак, в Непале он родился. На этом месте ГИГАНТСКИЙ Дисней-ленд. Удивительно, что нищая страна так вложилась. С лодочками, охранниками и платным туалетом даже в кустах. Это место называется Лумбини:

  1. Храм вокруг камня возле дерева возле которого Будда вышел из бока матери, и ей это немедленно (через 7 дней) вышло боком – умерла. По объяснению древних: после рождения Будд (любого из 4х, 29ти или даже миллиардов), мать не способна выносить новый плод. Но, скажите, зачем же сразу убивать. Можно же просто не рожать? Не понятно. Видимо предохраняться не умели и на всякий случай, для подстраховки.
    Лично у меня своя «теория заговора»: что-то пошло с родами не так, местные акушеры провели кесарево как смогли, ребенка спасли, а маму нет.
    Ну да ладно, по медитации – Дисней-ленд.
  2. Зато рядом – центр випассаны. И снова – совсем другая игра!

Как и у восточных ворот Копилавасты.

  1. Сидя под деревом (не Бодхи) – я представлял, как 29-тилетний парень бросает жену с малолетним сыном, отца ждущего помощи в хозяйстве и убегает навстречу приключениям. Глубоко медитировалось. Хорошее место.
    в целом же место из категории «раскопки». Украшают непосредственные дети. Они вообще весь Непал украшают.
  2. Взяв каждого паломника под руку, проводили к ступе папы (вернулся-таки блудший сын) и мачехи (ступа поменьше).
  3. А также к раскопкам ступы лошади (хотя пол не уточнен) – тут-то я и увидел, как было все на самом деле (очень похоже на степные курганы: куча земли, но если порыться найдешь обломки кирпичей).
  4. В 5км секретная точка. Тут уже после Ашоки воткнули его колону как геотег – отметить точку рождения третьего Будды. Сильное место. Рекомендую.

В Непале индийские симки не работали, Билайн извинился, что нет «выгодного тарифа», так что интернета не было – группа паломников наконец-то оторвалась от смартфонов и заметила интересные места и реликвии (чаще через фотографии, но все-таки). Если у кого-то было «7 лет в Тибете», то у нас лишь «1 день в Непале», под песню «За родное Катманду» – покидаем родину Будды, чтобы с индийской стороны увидеть второй город Копилаваста. Спор Непальского и Индийского Капилаваст (долго не мог запомнит), пока не придумал: «Купи лаваш ты» – бедный Непал, «Копи лаве чо» – братанские Индусы. У них просто все солиднее организовано. Видимо все же не то место откуда бежал Будда. Приходится антуражем компенсировать. Но вообще – инцидент показателен к вопросу ошибок святых мест. Для надежности, путеводитель рекомендует заехать в оба.

Копилаваста-2:

  1. Тут можно посидеть в месте где медитировал Будда, когда вернулся (или не тут, как хотите)
  2. Можно посидеть в женском монастыре (если вы женщина)
  3. Заметить, как сложно наблюдать распускающиеся в пруду лотосы, и думать, что и их нет – все пустота.

Я же на правах старожила возвращался в родную Шравасти.

  1. Тут центр випассаны – где я провел 11 дней. И оно того стоило!
  2. Тут Будда провел 19 сезонов дождей в Джатван-парке (категория – раскопки). Можно посидеть прям рядом с комнаткой (или ее проекцией) где он медитировал. (Не только можно, но и нужно!)
  3. В том же парке – можно посидеть под деревом Бодхи. И тоже нужно. Хоть оно и не в родословной «того дерева»
  4. Недалеко, еще 6 муссонов он просидел в монастыре, на его месте теперь центр медитации.
  5. А через поле – дом и ступа Ангулималы, который коллекционировал пальцы. А бросив это дело на 999м – был часто забиваем пострадавшими. Нас же тут забил град. В ответ мы играли им в снежки! В Индии! – это сильнее любой медитации.
  6. Через дорогу, дом Мега-Олигарха – скупившего все местные земли методом покрывания золотыми монетами.
    Рекомендуется для медитации озабоченным до денег. Или ищущим пример как от них избавиться.
  7. Отсюда же видно холм «двух чудес», где Будда совершил 6 чудес (не спрашивайте как так).
    Можно медитировать (хорошие фотки). Но отвлекает красивый вид на округу. Как и мегафоны, микрофоны, песни, поклоны, ноги толп других паломников всех языков и сект. Так правда, в большинстве мест паломничества. Аничча.
  8. И… Отдельно стоит монастырь Тайской гражданки (да, она не монахиня, но у нее монастырь). Он напоминает планету Альфа. из Кин-Дза-Дзы (Полная демократия и политкорректность. Но из некоторых тут делают кактусы – продолжение жизни в виде растения для них благо). Полный порядок, даже охранники с металлоискателями. Нас научили ходить строем, правильно кланяться и даже медитировать. Перед статуей Будды. Обязательно попроситесь к ним!

Итак, круг замкнулся. Конечно, надо было бы подсчитать сколько километров пройдено, тарелок риса съедено, ступ по кругу обойдено, и скульптур Будд увидено. Но, пусть это делают более внимательные. Я же, смотря в глаза последнему Будде заметил, что в СССР, Ленины разных республик были похожи лицом на соответствующие нацменьшинства: Бурят, Калмык, Якут. Так и Будды на скульптурах разных стран сидят с разными лицами.

У вас все еще играет Кин-Дза-За? Ну что же вы… ведь только ради атмосферы. Надо понимать, что вся гонка за вибрациями происходит не только под мегафоны, микрофоны, песни, поклоны, ноги толп других паломников всех языков и сект. Но и свои не отстают: кто-то ищет вайфай или хотя бы 3G (чем не вибрации?). Кто-то досиживает – чтобы скорее пойти по торговым рядам. А кто-то впрямую возмущается: «Ну вот – опять медитировать? Рынок же закроется!». Для кого-то мы не медитаторы, а статисты: надо же сделать красивые фоточки. И даже видео (сидите ровно!). И… это сложно представить: онлайн-видео-трансляция «итак, дорогие подписчики, мы начинаем медитацию на этом святом месте, вот все уже заняли места. Следующее включение через 10 минут…. (через 9 минут)… итак, мы продолжаем медитацию, смотрите как красиво вокруг, как сосредоточенно медитирую коллеги. Ждите следующего включения, не уходите!».

И порция философии с изюмом:

Вам это местами (мне же – очень часто) напоминало обычное коммерческое православное паломничество: выгрузились из автобуса около новенькой побеленной постройки, обошли кругом посмотрели, пропели псалмы, помолились, поехали дальше, выгрузились у развалин храма и то же самое. Иногда встретились с батюшкой, он благословил, везде денег положили в копилку. Только они еще нищим денег раздают.
А мы – вроде «это не секта», но аналогия напрашивается.
Хорошо бы понимать разницу. Если во внешнем ее нет, то как говорить о внутреннем?

Ну и главное. Про ВИБРАЦИИ. Как экспериментатор, должен сделать какой-то анализ проведенного эксперимента. Очевидно, что источник вибрации в каждом случае может быть разным:

  1. Будда изначально выбирал «место силы»
  2. Будда заразил место своими вибрациями
  3. Толпы паломников за десятилетия нанесли своих вибраций
  4. Толпа «здесь и сейчас» (а побыть в таком месте долго одному – мне удалось лишь ночью в пещере) – наполняет его своими вибрациями.

Как видите, для чистоты эксперимента каждое место надо исследовать. На вскидку же, резюмируя критическую часть про вибрации: я от леса чувствую не меньше (по амплитуде, на по частоте) – стоит ли 5тыщ км ехать, когда можно просто выйти из дома?

И можно сказать что разное качество вибраций, разные настройки, и делают разную внутреннюю работу, но! Вот про это точно не учит Гоенка. И где про это говорил Будда?

Хорошо, что этот вопрос не слышат Пилигримы погибшие в настоящих паломничествах прошлого…

Я же попробую ответить сам.

  1. Места силы – мне интересны, но они же повсюду, а не только сертифицированные Буддой.
  2. Места вибрации Будды. Представляю что там ощущалось при нем самом. Сейчас же это похоже на некрофилию. Но полезно для развития чувствительности. Особенно, готовящимся к битве экстрасенсов.
  3. Вибрации прошедших толп. Уж лучше Варанаси
  4. Вибрации тех кто рядом. А вот тут нужен учитель – его поле и присутствие. Тогда будет почти как рядом с Буддой. Поэтому в этом путешествии так выигрышно смотрелись Центры медитации.

P.S> На самом деле – такая поездка это очень нужное и полезное дело. Хоть, наверное, из текста может показаться и не совсем так.
WELCOME!

 

И еще раз резюме: Вибрации – да есть:

  1. Но как экспериментатор призываю смотреть каждый раз – что источник вибраций? Я на вскидку обозначил 4 вариант
  2. Для себя я все места по этим категориям разделил. Плюс пятая: «нихера тут нет». Но, как экспериментатор же добавлю: нет чистоты эксперимента. Может быть вибрации – результат того что наша группа хорошо зашла (например в Капиловасту). А может быть – то что монах в это время там сидел (как на Пике Грифов). И т.д..
  3. Мне лично кажется, что вибрации тех времен уже давно «выветрились». Остались только те что были изначально (то что природные места силы). Но много нанесено именно толпами. Не говорю что это плохо. Но это не про Будду.
  4. И главное – сила вибраций живого человека – бесценна. Поэтому так хорошо показывают себя центры Випассаны. Где Метта есть. Здесь и сейчас.

Если кто не понял – это реклама Випассаны)

This entry was posted in Индия and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *